Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии 1 категории МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области СТРУКТУРИРОВАНИЕ УРОКА
Cлайд 2
ЦЕЛЬ: ОБОСНОВАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПО СМЫСЛОВЫМ БЛОКАМ
Cлайд 3
задачи: Ознакомить с разработкой структуры урока по смысловым блокам. Определить особенности данной модели урока. Выявить последовательность действий учителя при разработке данной структуры. Обобщить опыт работы по данной теме.
Cлайд 4
Актуальность: В дидактике утвердилась идея о том, что структура урока не должна быть универсальной, раз и навсегда заданной при любых целях и содержании учебного материала. Структура урока может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была чёткой. Осуществлению этих требований помогает выделение по ходу урока смысловых блоков – относительно целостной части содержания, которую возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи. Эти блоки, их последовательность и связи между ними образуют первичную структуру урока. Процесс усвоения, вся организация познавательной деятельности учащихся планируется применительно к этой структуре.
Cлайд 5
Значение и структура урока Основной формой организации учебной работы является урок, который имеет своё специфическое содержание, отличающее его от других. В этом содержании преломляются общие учебно-воспитательные задачи. Вместе с тем урок выполняет определённую роль в формировании знаний, умений и навыков. Система уроков даёт возможность учителю последовательно развёртывать свой курс, позволяет применять различные методы обучения, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, обеспечивая вооружение учащихся необходимыми умениями и навыками и развитие познавательных способностей. Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Cлайд 6
Значение и структура урока Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жёсткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Важным современным положением является то, что целесообразность тех или иных структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса, а не по структурному совершенству и завершённости отдельных уроков.
Cлайд 7
Значение и структура урока Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности.
Cлайд 8
Современный урок Направлен на формирование личности. Учитель – это организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант. Наличие сотрудничества между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников. Центральное место – это применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока. Общение между учащимися в процессе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности. Не исключены межпредметные уроки, проводимые двумя-тремя учителями разных предметов. Тесно связан с экскурсиями, полевыми практикумами, работой на экологической тропе, в микрозаповедниках. Появления новых типов уроков: семинар, зачёт, конференция и т.д. Передача учащимся части функций учителя.
Cлайд 9
Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структура урока не должна быть универсальной, а может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была очень чёткой. Смысловые блоки – относительно целостные части содержания, которые возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи.
Cлайд 10
Cлайд 11
Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структурирование урока по смысловым блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и деятельностную стороны учебного процесса. В проблемном уроке содержание и последовательность смысловых блоков определяется логикой решения проблемы. В географии возможна и такая модель, в которой образующие структуру урока смысловые блоки выстроены в логике рассуждения при проведении сравнения.
Cлайд 12
Cлайд 13
Выбор методов обучения определяется местом обучения в курсе Прежде всего он должен решить: Факторы, влияющие на решение: В каких вопросах будут использованы типовые самостоятельные работы, а в каких – проблемные или творческие? Какой учебный материал будет дан в готовом виде, а какой будет изучен школьниками самостоятельно? Соответствуют ли отобранные методы обучения возрастным особенностям учащихся? Цели урока Содержание урока. Подготовка учащихся. Возрастные особенности учащихся. Наличие средств обучения.
Cлайд 14
Обобщение опыта по теме: «Структурирование урока география» Работая по теме «Структурирование уроков географии по смысловым блокам» разработала систему уроков по некоторым темам в 8-10 классах
Cлайд 15
9 класс. Тема: «Природа Волгоградской области» Смысловые блоки Познавательные задачи Деятельность учащихся Обоснования для утверждения о выгодности ЭГП Волгоградской области. Геологическая история. Доказать, что область: А) выгодна расположена относительно сырьевых баз страны, транспортных магистралей; Б) выгодность ЭГП положительно влияет на развитие хозяйства области. Выявить основные этапы формирования природы области. Самостоятельная работа по группам с картами и другими источниками для построения доказательств. ( 3 уровень) Усваивают проблемное изложение учителя, составляют за ним схематичный конспект. ( 1 уровень)
Cлайд 16
Геология, рельеф и полезные ископаемые. 4. Климат, агроклиматические ресурсы. 5. Реки, озёра. 6. Почвенно-растительные ресурсы. Животный мир. Выяснить связь между геологическим строением, современным рельефом и полезными ископаемыми. Установить главные черты климата в зависимости от климатообразующих факторов. Показать особенности внутренних вод , их зависимость от рельефа и климата. Установить и объяснить главные черты природных зон, их смену в зависимости от климата. Самостоятельная работа с учебником, картами. (1 уровень). Самостоятельная работа по группам с картами, диаграммами, климатограммами и другими источниками. (2 уровень). Самостоятельная работа с текстом учебника по заполнению сравнительной таблицы. (2 уровень). Усваивают проблемное изложение учителя, заполняя по ходу таблицу. (1 уровень).
Cлайд 17
7. Природные комплексы области. 8. Охрана природы. 9. Памятники природы Волгоградской области. 10. Природа Волгоградской области Выделить ПТК и дать их характеристику. Выявить особенности охраны атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы. Познакомить с уголками природы области. Обобщить полученные знания. Работа в группах по оставлению характеристики, используя творческий подход к отчёту о проделанной работе. (3 уровень). Самостоятельная работа по установлению причинно-следственных связей. (3 уровень). Участвуют в семинаре, пишут эссе. Участвуют в зачёте, выполняют тестовую работу.
Cлайд 18
Содержание и последовательность смысловых блоков отражает типовую схему изучения ПТК
Cлайд 19
10 класс. Тема: «Промышленность- ведущая отрасль мирового хозяйства». Аналогично можно развернуть учебный материал при рассмотрении любого компонента природы, отрасли промышленности и т.д.
Cлайд 20
Урок №1 «Промышленность» (урок лекция) Смысловые блоки Познавательные задачи Деятельность учащихся Источники знаний Промышленность: история формирования, значение, основные функции. 2. Отраслевая структура промышленности А) Выявить этапы становления промышленного производства в мире. Б) Определить значение и основные функции промышленности. Выявить отраслевой состав и классифицировать по различным признакам. Усваивают проблемное изложение учителя и заполняют систематизирующую таблицу. Самостоятельная работа с учебником и дополнительным источником знаний. Самостоятельная работа с учебником и дополнительным источником знаний, составление схематичного конспекта «Классификация отраслей промышленности» Стр. 111 и дополнительный текст Стр.111-112 и дополнительный текст
Cлайд 21
Урок №1 «Промышленность» (урок лекция) продолжение Изменение отраслевой структуры в эпоху НТР. Уровень развития промышленного производства в странах мира. Лидеры промышленного производства. Роль стран мира на мировом промышленном рынке. Установить и объяснить изменения в отраслевой структуре промышленности. Определить страны с индустриальной структурой хозяйства, долю ВВП на промышленное производство некоторых стран мира. Выявить лидеров промышленного производства. Определить участие страны в МГРТ по промышленной продукции и значение на мировом промышленном рынке. Учащиеся усваивают проблемное изложение учителя, выполняя схематический конспект. Самостоятельная работа со статистическим материалом. Работа с дополнительным источником знаний. Знакомятся с особенностями творческой работы по теме и определяют страну, по которой будет выполнена работа. Творческая работа выполняется во внеурочное время и защищается на уроке №8 Таблица в учебнике (приложение) Дополнительный текст, карты атласа. Дополнительная литература, ресурсы Интернета.
Cлайд 22
Урок №2 «Топливно-энергетическая промышленность» (урок практикум) Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отрасли промышленности. Взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Нефтяная, газовая, угольная промышленности; электроэнергетика. Выявить значение, состав, структуру и особенности отрасли, установить взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа по группам (4 группы) по карточкам-заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхемы и таблицы
Cлайд 23
Урок №3 «горнодобывающая промышленность» (конференция) Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отрасли промышленности. Взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Великие горнодобывающие страны. Страны с узкой горнодобывающей промышленностью. Основные грузопотоки полезных ископаемых. Горнодобывающая промышленность: подведение итога. Выявить значение, состав, структуру и особенности отрасли, установить взаимосвязь с другими отраслями мирового хозяйства. Определить роль и значение этих стран в МГРТ. Определить роль и значение этих стран в МГРТ. Выяснить оснавные направления грузопотоков. Обобщить полученные знания по теме. Учащиеся составляют кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Усваивают проблемное изложение одноклассников, задают вопросы, делают записи в тетрадях. Усваивают проблемное изложение одноклассников, задают вопросы, делают записи в тетрадях Составляют картосхему основных грузопотоков полезных ископаемых. Учащиеся пишут статью или эссэ по теме, используя свои записи и полученные ответы на поставленные вопросы. Карты атласа и учебника Стр.119
Cлайд 24
Урок №4 «Машиностроение, металлургия, химическая промышленность» (урок практикум) Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отраслей промышленности. Машиностроение, металлургия, химическая промышленность Выявить значение, состав, структуру и особенности отраслей промышленного производства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют кляйстер по вариантам (1-металлургия; 2-машиностроение; 3-химическая) кляйстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа по группам (4 группы) по карточкам-заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхемы и таблицы
Cлайд 25
Урок №5 «Лесная и лёгкая промышленность» ( урок-практикум) Значение, состав, структура, особенности, факторы ориентации отраслей промышленности. Лесная и лёгкая промышленности. Выявить значение, состав, структуру и особенности отраслей промышленного производства. Выявить особенности, характеризующие отрасли промышленного производства. Учащиеся составляют клейстер по теме, опираясь на знания 9 класса. Работа в парах (2 варианта) по карточкам-заданиям, с использованием учебника и дополнительных источников познания. учебника. Отчёт о проделанноё работе Текст учебника, атлас, картосхемы и таблицы
Cлайд 26
Урок №6 «Промышленность и окружающая среда» ( семинар) Обоснование для выделения проблем окружающей среды. Горнодобывающая промышленность и окружающая среда. Металлургия и окружающая среда. Химическая промышленность и окружающая среда. Лесная промышленность и окружающая среда А) Доказать, сто промышленность негативно влияет на окружающую среду. Б) Понять связь этой проблемы с промышленными отраслями. Оценить влияние отрасли на окружающую среду и выявить причины и пути решения проблемы. Оценить влияние отрасли на окружающую среду и выявить причины и пути решения проблемы. Оценить влияние отрасли на окружающую среду и выявить причины и пути решения проблемы. Оценить влияние отрасли на окружающую среду и выявить причины и пути решения проблемы. Самостоятельная работа с источниками знаний для построения доказательства. Усваивают проблемное изложение учителя. Усваивают проблемное изложение одноклассников, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Усваивают проблемное изложение одноклассников, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Усваивают проблемное изложение одноклассников, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Усваивают проблемное изложение одноклассников, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Стр. 125
Cлайд 27
Урок №7 «Территориальная структура промышленности» (урок-исследование) История формирования промышленных районов мира. Современные типы промышленных районов мира и их особенности. География промышленных районов мира. Выявить этапы формирования промышленных районов. Определить типы, базовые отрасли (факторы ориентации), Установить особенности размещения промышленных районов по странам мира. Усваивают проблемное изложение учителя и заполняют систематизирующую таблицу. Усваивают проблемное изложение учителя и заполняют систематизирующую таблицу. Составляют картосхемы «Промышленные районы мира». Заполненная таблица и карты атласа.
Cлайд 28
Урок №8 «Промышленность мира» (защита творческих работ) Обобщение знаний по теме: «Промышленность – ведущая отрасль мирового хозяйства». Роль стран мира на мировом промышленном рынке. Обобщить полученные знания по теме «Промышленность – ведущая отрасль мирового хозяйства». Определить участие страны в МГРТ по промышленной продукции и значение на мировом промышленном рынке. Отвечают на вопросы теста. Защита творческих работ
Cлайд 29
Итог: Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.
Cлайд 30
Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса.