Использование игр и упражнений с песком на занятиях учителя-дефектолога Ерилина Анна Вадимовна, учитель-дефектолог, первая квалификационная категория
Cлайд 2
В процессе проведения коррекционно-развивающей работы мы отмечаем у детей с задержкой психического развития недостаточную сформированность познавательного интереса к занятиям, а также нарушения произвольности психических процессов, таких как память и внимание. Использование на занятиях игр с песком вызывает у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым и позволяет формировать произвольность психических процессов.
Cлайд 3
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения у детей с задержкой психического развития, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Игра с песком позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Широкие возможности использования песка на занятиях оказывают на ребенка и глубокое эмоциональное воздействие, обогащают его мыслями и чувствами, побуждают к высказыванию, направляют его, конкретизируют образы рассказа, помогают воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствуют развитию воображения (т.к. можно передвигать объекты, добавлять их), помогают обыграть сказку, придумать рассказ и т.д. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Cлайд 4
Игры с песком оказывают существенное влияние на развитие мелкой и общей моторики, познавательной и речевой деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Cлайд 5
Цель игр и упражнений с песком: развитие у детей дошкольного возраста тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речевой деятельности, формирования знаний об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений.
Cлайд 6
Требования к занятиям: 1.Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для чего необходимо расширить ориентировочную часть (особенно на начальных этапах работы). 2.Направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие. 3.Обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий ледагога а затем уже в сочетании с собственной речью. 4.Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий. 5.Использование достаточно большого количества наглядного материала. 6.Рзвитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др. 7.Развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Cлайд 7
Занятия по ФЭМП Игры с песком помогают детям лучше усвоить количественные представления, сенсорные эталоны.
Cлайд 8
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим Используем игры по составлению предложений по демонстрации действий с песком.,игры направленные на пополнение активного словаря ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, предлогами и т.д
Cлайд 9
Занятие по звуковой культуре речи Игры на узнавание и различение неречевых звуков: а) комментарий пелагога+ звукозапись + действия ребенка в песке. б) звукозапись + действия ребенка или группы детей. в) комментарий ребенка + звукозапись (по его желанию) + действия группы детей.
Cлайд 10
Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое – твердое и др. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Тактильно–кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.
Cлайд 11
Занятие по обучению грамоте Вы можете закапывать и откапывать буквы. Сгребая песок рёбрами ладоней, на его поверхности можно формировать (лепить) буквы. Можно выводить их палочкой или пальцем. Можно построить целый город букв и придумать про них сказку