ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения).
Cлайд 2
В основе ТРИЗ – педагогики лежат: 1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции; 2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач; 3. Воспитательная система, поставленная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Cлайд 3
Дидактические игры с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в формировании ключевых компетенций дошкольников
Cлайд 4
Использование технологии ОТМС -ТРИЗ - РТВ в формирование ключевых компетенций проводилось в 2 этапа: подготовительный основной
Cлайд 5
на подготовительном этапе использованы: специальные несложные задания и приёмы, направленные на активизацию интеллектуальной и творческой активности, развитие наглядно – образного мышления, на формирование способности к преобразованию готовых образов (нетрадиционное рисование) задания на замещения, «опредмечивание», создание и реализацию плана замысла; упражнения для формирования способности к словесному творчеству (предлагаются словесные игры, выполнение простейших заданий с символами, схемами, макетами); сюжетно - ролевые игры с предметами- заместителями.
Cлайд 6
Задания для подготовительного этапа: 1.На столе у педагога 3 карточки, изображены эталон – образец сложной формы. Например, грушевидной, трапециевидной, в форме знака. Детям предлагаются картинки с изображением предметов, по форме напоминающих образец.
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
2. Детям предлагаются картинки с изображением людей разных профессий и карточки с символическим изображением необходимых для каждой профессии атрибутов. Дети должны для представления каждой профессии подобрать нужные вещи, взяв нужную карточку.
Cлайд 10
Cлайд 11
Основной этап работы. Формирование основ системного мышления. 1.ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ВЫЯВЛЯТЬ ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА. Прежде, чем работать с функцией объекта дети в речевых группах должны усвоить понятие слова-действия. Игры с мячом с приходом волшебника Наоборот. Скажи наоборот: хранить, одеть, бросить, положить, купить, поднять, спрятать, налить. Лото “Кто что делает?“ Отгадай, что это за животное. Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь: Сторожит, грызет, лает - кто это? Мяукает, лакает, царапается - кто это?
Cлайд 12
Стоит Кто? Что? ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ВЫЯВЛЯТЬ ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА.
Cлайд 13
Бежит Кто? Что?
Cлайд 14
Идёт кто? что?
Cлайд 15
Лежит кто? что?
Cлайд 16
? ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ И ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. Догадайтесь, каким будет четвертое слово \смысловые ряды \
Cлайд 17
?
Cлайд 18
?
Cлайд 19
ИГРЫ НА СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ. Сравни. Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др. Что чего больше? Что чего меньше?
Cлайд 20
Кто кого выше? Кто кого ниже?
Cлайд 21
ИГРЫ НА КЛАССИФИКАЦИЮ ОБЪЕКТОВ Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы‚ основания на классификацию не называются.
Cлайд 22
Cлайд 23
Мнемотаблицы
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Метод фокальных объектов Описание метода Автор метода – Чарльз Вайтинг (шестидесятые годы двадцатого столетия, Англия). Основная идея метода – установление ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Для этого выбираются наугад несколько предметов (2-4), у которых выявляются специфические признаки. Затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.
Cлайд 27
Cлайд 28
Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Кольца Луллия