Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Cлайд 2
Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.) Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Cлайд 3
Задачи проблемного обучения: Учить мыслить логично, научно, творчески. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Cлайд 4
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации. Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Cлайд 5
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Cлайд 6
Методы проблемного обучения: Проблемное изложение материала Поисковая беседа Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
Cлайд 7
Этапы, уровни и методы проблемного обучения: 1. Подготовка к восприятию проблемы. 2. Создание проблемной ситуации. 3. Формулирование проблемы. 4. Процесс решения проблемы. 5. Доказательство правильности избранного решения.
Cлайд 8
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения Столкнуть противоречия в практической деятельности Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций Побуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Cлайд 9
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. Предложить проблемные теоретические и практические задания. Поставить проблемные задачи( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.
Cлайд 10
Тема урока: «Форма слова» Актуализация знаний 1. Что такое окончание? 2. Что такое суффикс? 3. Что такое приставка? Формулировка проблемы: Форма слова и другое слова – это одно понятие или разные?
Cлайд 11
Объяснение нового материала 1. Друг 2. друг Другом подруга Друзья дружеский дружить Чем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го? Дополнительные вопросы и задания Выделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике. Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м? Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м? По какой морфеме мы определяем число и падеж? 1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова 2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова
Cлайд 12
Методы и приемы Сравнение Тема «Возвратные глаголы» Причешу – причешусь Одену – оденусь Извиню - извинюсь
Cлайд 13
Проблемные задачи Образуйте настоящее и будущее время от данных глаголов: Встречать - встречаю, …. . Встретить - …. , встречу Записать - …. , запишу Записывать – записываю, …. . Что вызвало затруднение? Как это можно объяснить?
Cлайд 14
Опережающее домашнее задание 6-й класс: Подготовить развернутый ответ на вопрос: что мы знаем о существительном. Решить логическую задачу: чем прилагательное отличается от существительного, а что между ними общего. Сравнить слова зеленый и зеленеющий Найти: чем похожи и чем отличаются?
Cлайд 15
Литература Д.И.Менделеев когда-то очень точно заметил: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего» Проблемное преподавание для меня – возможность превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, решая которую на уроке вместе с детьми, учитель имеет возможность преподать урок нравственности.
Cлайд 16
Связь с современностью Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа? Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой? Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.
Cлайд 17
Опережающее домашнее задание 1). Проблемные вопросы: Кто, по вашему мнению, самый счастливый герой в романе Тургенева «Отцы и дети»/К уроку «Испытание любовью»/ Оправдывает или не оправдывает Гоголь Андрия?/К уроку «Можем ли мы оправдать Андрия?»/ Попробуй оправдать Печорина/либо обвинить/ 2). Вопросы герою/предложить ребятам задать герою вопросы, конечно, связанные с содержанием романа/ 3). Охарактеризовать героя, составить цитатный план
Cлайд 18
Сопоставительный анализ 1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/ 2. Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина. Либо сравнение героев разных произведений Базарова и Печорина Базарова и Раскольникова Пьера Безухова и Обломова