Технология проблемного обучения. Работу выполнила учитель начальных классов Валышева Валерия Олеговна.
Cлайд 2
цель ФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ и познавательную самодеятельность РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ воспитывать АКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ
Cлайд 3
средства Проблемные вопросы Проблемные задачи Проблемные задания наглядность речь
Cлайд 4
Окружающий мир 2 класс УМК «Школа 2100»
Cлайд 5
Cлайд 6
УМК « Школа XXI века » русский язык 3 класс
Cлайд 7
УМК « Гармония» математика 4 класс
Cлайд 8
Структура проблемного урока 1 вариант 1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ 3. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЙДЕННОГО ПРИНЦИПА 5. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ (по М.И. Махмутову) 2 ВАРИАНТ 1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного) 2. ПОИСК РЕШЕНИЯ (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки) 3. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком) 4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ОТКРЫТЫХ» ЗНАНИЙ (по Е.Л. Мельниковой)
Cлайд 9
Особенности проблемного урока.
Cлайд 10
Алгоритм подготовки урока с единичным знанием. 0. Тема, знание(и его тип). 1. Постановка проблемы: - побуждающий диалог - подводящий диалог - сообщение темы с мотивирующим приёмом 2. Поиск решения: если проблема есть - побуждающий диалог - подводящий диалог если проблемы нет: - подводящий без проблемы диалог 3. Продуктивные задания.
Cлайд 11
Приемы создания проблемной ситуации
Cлайд 12
Как искать решение учебной проблемы. Подвести учеников к выдвижению и проверке своих гипотез Подвести учеников к новому знанию
Cлайд 13
Продуктивные задания
Cлайд 14
Проблемный урок или Как открывать знания с учениками
Cлайд 15
Угадайте: какой урок проблемный, какой – традиционный? Урок1. Учитель На доске запись: 2+5x3=17 2+5x3-21 -Вижу, вы удивлены.Почему? -Значит, над каким вопросом подумаем? -Давайте рассуждать. Если отличаются правые части… -Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? -Какой порядок действий в 1 примере? -Во 2? -В каком примере мы действовали по правилу? -А во 2 примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? -Молодцы! Есть такой знак! Он называется «скобки». Так что же он обозначает? -Это определение дома выучите наизусть, а кто хочет – пусть напишет стишок про скобки. Ученики Реакция удивления - Примеры одинаковые, а ответы разные! -Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? -То отличаются и левые. -Левые части отличаются порядком действий. -Сначала умножение, потом сложение. -Сложение, потом умножение. -В1. -Надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение. -Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.
Cлайд 16
Урок 2. Учитель: -Дети! У нас сегодня новая тема « Скобки». Вот это(показывает)скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример: (2+5)X3. Сначала надо выполнить сложение, потому, что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома выучите правило про скобки наизусть.
Cлайд 17
Урок физики по теме «Поверхностное натяжение жидкости» - Учитель - Что будет с иголкой, если опустить её в воду?( Вопрос на ошибку) - Опускаю иголку в воду. Что наблюдаете? ( предъявление научного факта) - Итак, что вы думали сначала, и что оказалось на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) - Ученик - Конечно, она утонет! (ошибка , обнажающая житейское представление о том, что все металлическое должно тонуть) Иголка не тонет! Она плавает на поверхности! Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации) Мы думали, что иголка утонет, а она лежит на поверхности воды. (осознание противоречия) - Почему иголка не тонет? ( учебная проблема как вопрос)
Cлайд 18
Пример: фрагмент урока русского языка «Правописание суффиксов –чик- и –щик-» Этапы урока Анализ Учитель Ученики Постанов- ка проблемы Постановка проблемы через побуждающий диалог Прием: Столкновение мнений У доски два ученика Задание: запишите слова: грузчик, подписчик, разведчик, перебежчик, гонщик - Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? Учитель открывает образец с правильным написанием. - Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось? - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы) - Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске Ученики записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения. Мы выполнили его по-разному. Два мнения: либо –чик-, либо –щик- Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы) - Правописание суффиксов -чик- и -щик- (формулировка темы урока)
Cлайд 19
Решение проблемы Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог - Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам) - Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы) - Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам) -Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы) Учитель делает подсказку: - Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –ЧИК- и –ЩИК- - Что вы заметили? Задание: прочитайте правило - После звонких пишется -ЧИК- (ошибочная гипотеза) - А в слове подписчик. –ЧИК- пишется после глухой (контраргумент) -ЧИК- пишется в словах с приставкой (ошибочная гипотеза) - В словах грузчик и гонщик приставки нет (контраргумент) Учащиеся формулируют правило: -ЧИК- пишется после д,т,з,с,ж.
Cлайд 20
Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Е. Л. Мельникова, кандидат психологических наук, доцент
Cлайд 21
«Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!» Учитель.