МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ Powerpoint Templates Page *
Cлайд 3
Советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета. Алексе й Никола евич Лео нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) Powerpoint Templates Page *
Cлайд 4
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 5
Powerpoint Templates Page *
Cлайд 6
Типы мотивации учебной деятельности. Powerpoint Templates Page *
Маркова Аэлита Капитоновна Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 11
А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. Первая группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими — характеризует форму, динамику выражения этих мотивов. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 12
Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 13
Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 14
наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; • результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках; • использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе; • индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика; • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 15
. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 16
Борис Герасимович Ананьев 01 августа 1907 – 1972, советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов Powerpoint Templates Page *
Cлайд 17
Пути развития учебной мотивации. Рекомендации для учителя 1.Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение. 2. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. 3. Стратегия «Положительная мотивация». 4. Мотивация достижения и способности. 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности»? 6. Эмоциональность урока –стимул или вред? 7. Любознательность и познавательный интерес. 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Powerpoint Templates Page *
Cлайд 18
ВЫВОДЫ: Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений Powerpoint Templates Page *
Cлайд 19
Может пригодиться: http://forpsy.ru/methodology/pedagogicheskaya_deyatelnost/ Powerpoint Templates Page *