Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока Табакаева Мария Вячеславна Учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» Чебулинский муниципальный район
Cлайд 2
Качество образования Усвоение учениками такого объёма систематизированных знаний, который необходим для жизненной практики. Понимание и осознание учениками причинной обусловленности происходящего, нахождение различных связей между частями единого целого. Обучение учащихся универсальным умениям и навыкам работы с различными источниками информации (текстом, графической информацией, исторической картой и др.), умению излагать свои мысли, т.к. главными сокровищами нации в условиях глобализации являются интеллект и умения граждан. В итоге нужно сформировать ключевые компетенции в различных сферах деятельности. Воспитание в личности социально значимых качеств: патриотизма, гражданственности, толерантности, ответственности, конкурентоспособности
Cлайд 3
Противоречия потребностью общества в реальным качеством образования, новом качестве образования которое не соответствует европейским стандартам потребностью в новых подходах к сохранением традиционных организации учебно – форм обучения воспитательного процесса потребностью общества в активной, реальной личностью ученика, социально адаптированной личности который не умеет самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности, знания и опыт которого оторваны друг от друга
Cлайд 4
Вопросы, обсуждаемые на методическом объединении Как же оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным? Целесообразно ли применение блочной системы структурирования учебного материала на уроках при организации учебного процесса в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты
Cлайд 5
Один из путей решения проблем – структурирование материала в укрупнённые дидактические единицы Ю. К.Бабанский, П. М. Эрдниев, В. Ф. Шаталов.
Cлайд 6
Преимущества 1. Повышение информационной ёмкости учебного материала 2. Объединение знаний основе смысловых логических знаний 3. Усвоение единицы информации целостно 4. Выделение главного и существенного 5. Выявление межпредметных связей 6. Более эффективное закрепление материала 7. Оптимальное расходование времени и усилий учащихся и учителя. 8.Самое главное: из всего объёма материала выделяется важный и существенный, логически взаимосвязанный между собой. Это позволяет высвободить время для повторения, осмысления полученных знаний, отработки необходимых умений и навыков. Время и усилия учащихся расходуются оптимально. Итог: повышается качество и эффективность решения учебно – воспитательных задач.
Cлайд 7
Планирование
Cлайд 8
Уроки блочной системы Вводный На этом уроке вводятся основные факты, понятия, идеи; выявляются: взаимосвязи, причинная обусловленность событий. В процессе диалога с учащимися составляется опорный конспект, представляющий образ эпохи. Внутренняя политика Александра I: Разрабатываемые реформы Реально осуществленные реформы Значение реально осуществленных реформ 1.Деятельность «Негласного комитета» (1801-1803 гг.) Основные идеи: 1) изменение формы правления; 2) отмена крепостного права. 1. 1802г.- создание министерств вместо коллегий; Более четкая работа исполнительных органов, следовательно - упорядочена государственная власть. 2. 1803г - «Указ о вольных хлебопашцах» В масштабах страны значения не имел ( освобождено ок. 47 тыс. крестьян, т.е.не более 1,5% крепостных). 2. Деятельность М.М.Сперанского (1808-1811гг.): Реформа государственной системы: Император (средоточие власти) назначает: исполнительную власть (министры), судебную власть (Сенат), законодательную власть (Госсовет). Государственная дума избирается (4-х ступенчатые выборы). 3. 1810г.- создан Государственный Совет- законосовещательный орган при императоре ( обсуждал и разрабатывал проекты законов, принимал меры к исполнению). Упорядочение государственной власти ( т.к. упорядочена законотворческая деятельность).
Cлайд 9
Лист оценки знаний обучающихся Накопительная система оценки Лист оценки знаний ФИО ____________ Класс ____________ Дата _____________
Cлайд 10
Урок углубленного изучения Варианты (формы) проведения: - индивидуальная, парная, групповая работа с различными источниками информации; - традиционные формы урока: семинар, конференция и др.; - нетрадиционные формы урока: заочное путешествие, суд, круглый стол, показ фильмов и др.
Cлайд 11
Урок- практикум Выполняются следующие варианты заданий: Ответы на вопросы к документам Сравнение исторических фактов и явлений Составление исторических кроссвордов, вопросов по теме, тестовых заданий, таблиц, диаграмм Написание исторических эссе ( с использованием ИКТ)
Cлайд 12
Урок-зачёт Цель: систематизация и контроль знаний и умений. 1 этап. Фронтальный опрос: 5-6 минут. 2 этап. Взаимопроверка (в парах) (10 минут). 3 этап. Контрольное тестирование по типу ЕГЭ (20 минут).
Cлайд 13
Результативность обучения по истории 2008-2009 у.г- 7 класс 2009-2010 у.г – 8 класс 2010-2011 у.г.- 9 класс Результативность обучения по русскому языку
Cлайд 14
Качество обучения по истории 9 класс 12 класс
Cлайд 15
Результативность и эффективность опыта работы Экономия времени. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания, работу с различными источниками информации. 2. Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка выполняется на уроках., снижается перегрузка учеников. 3. У значительной части учеников меняется мотивация учения. 4. Работает на подготовку к государственной итоговой аттестации. 5. Даёт возможность вести индивидуальную работу в группах с отстающими. 6. В комплексе решает познавательные, развивающие, практические и воспитательные задачи.
Cлайд 16
Целесообразно ли применение блочной системы структурирования учебного материала на уроках при организации учебного процесса в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты? ДА НЕТ
Cлайд 17
Понимать – это исследовать, понимать – это размышлять, понимать – это вести постоянный диалог с прошлым, настоящим и будущим во имя добра и истины. (Сенека).
Cлайд 18
Спасибо за внимание Отвечу на ваши вопросы, выслушаю предложения