Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо
Cлайд 2
Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: Извлекать пользу из опыта Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их Организовать свои собственные приёмы обучения Уметь решать проблемы Самостоятельно заниматься своим обучением
Cлайд 3
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело Адаптироваться
Cлайд 4
Искать Опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию
Cлайд 5
Думать Устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями Занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой Оценивать произведения искусства и литературы
Cлайд 6
Сотрудничать Уметь работать в группе Принимать решения Улаживать разногласия и конфликты Договариваться Разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности
Cлайд 7
Приниматься за дело Включаться в группу или коллектив и внести свой вклад Организовать свою работу Пользоваться вычислительными приборами
Cлайд 8
Адаптироваться Стойко противостоять трудностям Находить новые решения
Cлайд 9
Из этого следует, что обучающиеся должны Проявить способность мобилизовать полученные ранее знания Проявить способность доказывать свою точку зрения Суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т.е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Cлайд 10
Информационная Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем Навык деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире Знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Умение задать вопрос, вести дискуссию Ключевые компетенции Ценностно- смысловая Учебно -познавательная Коммуникативная
Cлайд 11
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Cлайд 12
Этому может способствовать использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Её применение позволяет развивать Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему Способность к самосовершенствованию Умение дать адекватную самооценку Быть ответственным
Cлайд 13
I фаза вызов II фаза осмысление III фаза размышление (рефлексия) Активизировать, заинтересовать учащегося, «вызвать» имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу Происходит обобщение, и присвоение информации; вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается Идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы поставленных в начале урока; учащиеся получают возможность связать информацию с уже имеющимися знаниями Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока
Cлайд 14
Одним из приёмов данной технологии, являются «Кластеры» Кластеры это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Учащимся предлагают записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Cлайд 15
Литературное чтение Тема: «Колосок. Украинская народная сказка» I фаза- активизировать, заинтересовать, «вызвать» имеющиеся знания Что можно сказать об авторе произведения?(Украинская народная сказка) Можно ли сразу определить жанр произведения? (Да, сказка) Что знаем об этом жанре? сказка авторская О животных народная волшебная бытовая птицы звери насекомые рыбы
Cлайд 16
II фаза – (осмысление) – работа с информацией. Чтение или слушание. сказка народная украинская О животных звери птицы мыши петух III фаза – дополнение (уточнение) –информации.
Cлайд 17
Окружающий мир. Тема: «Вода» I фаза – активизировать, «вызвать» имеющиеся знания. - Какие явления неживой природы связаны с водой? вода облака ледоход туман иней дождь пар роса снег разлив реки
Cлайд 18
II фаза – (осмысление) – работа с информацией. III фаза – дополнение информации - В каком состоянии может находиться вода? Приведите примеры вода жидкое газообразное твёрдое роса дождь туман Водяной пар облако снег лёд иней
Cлайд 19
Условия, развивающие критическое мышление - Учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении -Учащиеся должны поощряться в ходе учебного процесса - Должны быть приняты разнообразные идеи и мнения - В классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии ( над чьим – либо мнением)
Cлайд 20
Проблемы (возникающие при использовании этой технологии) Дефицит времени Не все учащиеся пока ещё достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение.
Cлайд 21
Результаты применения данной технологии Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность доказывать свою точку зрения Могут дать адекватную самооценку и оценить работу своего товарища Третья часть учащихся может выделить главное из полученной информации Учащиеся владеют навыками работы в паре и группе Дети не боятся высказывать своё мнение, будь оно верное или ошибочное, т.к.принимаются все мнения Анкетирование и опросы показывают, что урок с использованием «Кластеров» им более интересен («заставляет думать»)