Код презентации скопируйте его
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
К основным признакам технологии относят: проектируемость Управляемость Корректируемость Результативность Диагностичное целеобразование Анализ действующих факторов Эффективность методов Системность и целостность
Постановка целей обучения осуществляется через его результат, выраженный в действиях обучаемого, т.е. через то, что охватывается понятием обученность. Таксономия целей в когнитивной области включает в себя знание понимание применение анализ синтез Оценку значения
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: ? как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; ? какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; ? какие методы и средства обучения выбрать; ? как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. ? как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Обращение к истории образования позволяет обнаружить такие приемы и методы, которые предвосхищают современные педагогические технологии. Деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении составляет ведущую идею в современном учебно-воспитательном процессе. В деятельностном подходе особенно важным является адекватность заданий, целям образования, воспитания и развития. И эти цели взаимосвязаны. Данное положение можно конкретизировать на примере изучения истории и обществознания
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ –. слово, рисунок, схема, план Эмоционально – ценностная оценка Я считаю так то…. Оценочное действие – я умею! У меня получится!
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. !!! Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания и структуры выделяются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии.
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение; "программное обучение" цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся: 1. Сообщение учащихся. 2. Постатейный комментарий (составление кратких рассказов). 3. Обобщение материала. 4. Анализ первоисточника (работа с документами). 5. Словарная работа. ХОД УРОКА Мотивационно-ориентировочный этап Операционно-исполнительный этап Рефлексивно-оценочный этап
Цели урока Обучающая: учащиеся узнают о правонарушениях и ответственности, возникающей в случае их совершения. Развивающая: учащиеся отрабатывают навыки отбора конкретной информации, анализа и умения делать выводы. Воспитательная: учащиеся понимают, что правовая грамотность необходима для процесса становления личности гражданина. Учебные задачи ознакомиться с понятиями, раскрывающими смысл темы; развивать познавательный интерес, формировать умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать выводы; приблизиться к пониманию того, что будущее человека зависит от его уровня знания законов, по которым живёт современное общество. Дидактические средства Методы — проблемное изложение, частично-поисковой (эвристический). Технологии — беседа, проблемное изложение (лекция), моделирование (составление опорной схемы). Оборудование урока — учебник: Введение в обществознание, под ред. Л.Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2003; доска, схемы, тетрадь, карточки с индивидуальными заданиями, листы самоконтроля и самооценки.
Объяснение нового материала начинается с установления взаимосвязи с пройденным материалом. На доске — схема 1.
ЗАДАНИЕ 1 Перечислить факторы производства применительно к конкретному производственному процессу. Какие производственные ресурсы необходимы? ЗАДАНИЕ 2 Разбейтесь на 3 группы и объясните: 1 группа – первый вопрос экономики – ЧТО НАДО ПРОИЗВОДИТЬ? 2 группа – второй вопрос экономики – КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 3 группа – третий вопрос экономики – ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Рассмотрите типы экономических систем: а) традиционная б) централизованная в) рыночная Объяснить, какой тип наиболее полно решал вопросы экономики и почему? ЗАДАНИЕ 3 Заполнить схему ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА ЗАДАНИЕ 4 а) Заполнить пропуск в схеме: собственность = владение + ………+……… б) Заполнить пропуск в схеме: «ТРИ кита» производства = …+…….+…….. Черты рынка
ЗАДАНИЕ 5: Выбрать правильные утверждения: а) труд создает все необходимое для жизни людей б) на протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо в) труд связан с природой и воздействует – прямо или косвенно – на природные объекты г) появление автоматической техники освобождает человека от необходимости трудиться д) внедрение в производство машин позволяет заменить на многих операциях руку человека СЛОВАРЬ ТЕМЫ: экономическая система рыночная экономика рынок факторы производства конкуренция спрос предложение экономические блага ресурсы равновесная цена деньги «невидимая рука» рынка
СИНХРОНИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА -таблица, в основу которой положены факты и события, происходившие одновременно в различных частях света, регионах, странах; хронологические таб лицы одновременно происходивших событий. Сущность синхронических таблиц. Синхронические таблицы разрабатываются с учетом происходивших в мире фактов и событий и используются для более углубленного изучения истории Время Государства Западной и Центральной Европы Византийская империя Арабскийхалифат VI век VII век VIII век IX век X век XI век
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идет речь. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государства, главных реформаторов, полководцев и т.п. Оценка личностей по поведению в экстремальных условиях. Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ - определенная последовательность приемов и умственных действий объединительного характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения. Интегрировать - объединить части, стороны чего-либо в одно целое. Алгоритм - система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Наименование читаемого источника (Н). Автор (А). Выходные данные (В). Основное содержание (О). Фактографические данные (Ф). Новизна материала, спорные моменты, критика (К). Возможности использования на практике (П).
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ - определенная последовательность приемов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования. Дифференциация - расчленение, разделение, расслоение целого на отдельные разнородные элементы, части, формы, ступени. Дифференциировать - разграничивать, расчленять, выделять разнородные элементы при изучении чего-либо. Квалифицированное чтение исторической литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, ее смысловое сжатие, перекодирование и т.п. с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более сжатом и обобщенном виде. Дифференциальный алгоритм чтения имеет в основе прием выделения смысловых опорных сигналов (слов, несущих основ ную смысловую нагрузку) и их соответствующую отработку. 1 этап Выделение ключевых слов в отрезках текста (абзаца) ► 2 этап Составление из них смысловых предложений ► 3 этап Выделение основного смысла отрезка текста