Соляник О.А.- учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №3 Деятельностный подход в обучении краеведению: его значение в прикладной направленности предмета.
Cлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: деятельностный подход позволит учащимся из пассивного объекта образовательного воздействия стать активным субъектом приобретающим знания; учителю из главного источника знаний превратиться в организатора познавательной деятельности.
Cлайд 3
Причины использования деятельностного подхода в учебном курсе «Краеведение»: краеведение - предмет новый и сам по себе является объектом исследования; есть возможность для практики и экспериментов; краеведческие знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно.
Cлайд 4
Пути реализации деятельностного подхода
Cлайд 5
Групповая форма работы: Проектная деятельность Научно- исследовательская деятельность
Cлайд 6
Навыки, получаемые учащимися во время проведения походов:
Cлайд 7
Укладка рюкзака
Cлайд 8
Установка палатки
Cлайд 9
Ориентирование на местности
Cлайд 10
Составление топографической карты местности
Cлайд 11
Паспортизация и фотографирование изучаемых объектов
Cлайд 12
Сбор информации об объекте исследования.
Cлайд 13
Профориентационных навыков учащихся: Профессии Навыки Гидролог Измерение расхода воды в реке Геолог Шлиховое опробование Минеролог Определение и описание минералов и горных пород по плану Биолог Систематика и описание растений Климатолог Составление розы ветров, графика суточного хода температур, давления, направления ветра Метеоролог Работа с метеорологическими приборами Археолог Составление плана шурфа Топограф Топографическая съемка местности
Cлайд 14
Тема: Всестороннее изучение природных комплексов Амурской области на примере села Новоандреевка Белогорского района (краеведческие исследования в ходе многодневного похода)
Cлайд 15
В ходе полевых исследований учащимися были произведены следующие работы:
Cлайд 16
Глазомерная, топографическая съемка местности.
Cлайд 17
Построен план местности.
Cлайд 18
Описаны различные формы рельефа.
Cлайд 19
Построен гипсометрический профиль участка местности.
Cлайд 20
Произведено описание почвенных горизонтов.
Cлайд 21
Выполнены исследования озера Сластино и участка реки Зея морфометрическим методом(определены морфометрических элементы площади, длинны, степени изрезанности береговой линии , скорости течения воды и другие).
Cлайд 22
Заполнены морфометрические паспорта: русла , речной системы реки Зея ;участка территории озера Сластино.
Cлайд 23
Паспорт речной системы и русла(река Зея): - F=223 тыс. км в квадрате; Vср.=0.18; - L=892 км; Nсут=112815кВт/сек; - E L= 53,8км в кубе; Q =1150 куб м в сек. - Кр=0.06; h=10. -Д=3.1; -Кн=2.4; Паспорт участка озера Сластино: -F=168 м; М=6м; -L=12м; -Е=18м; hмак.=3.5 м; -Еср.=14м; hср.=0.07м; -С=28м; V=11.76м.
Cлайд 24
Гидрографическая схема реки Зея с притоками
Cлайд 25
Выполнено описание растительных сообществ различных типов экосистем
Cлайд 26
Геоботаническое описание №1 (Исследуемого участка озера Сластино.). Дата: 26.06.05 г. Озеро расположено к юго-востоку от месторасположения лагеря, то есть к юго- востоку от села Новоандреевка. Его окружают со всех сторон луговые экосистемы. Питание озера осуществляется за счет грунтовых вод и оасдков. Дно водоема илистое. На юго- западном берегу располагается песчаный пляж. Озеро Сластино, по происхождению озеро- старица. Оно окружено зарослями из рогоза широколиственного (TYPHA LATIFOLIA), камыша озерного, которые вместе с аиром обыкновенным (ACORUSA CALAMUSL), веха ядовитого (CICUTA VIROSALI), цицанией широколиственной (ZIZANIA LATIFOLIA) составляют первый ярус. Второй ярус составляют растения с плавающими на поверхности листьями: кувшинка четырехгранная, кубышка малая, пузырчатка. В третий ярус входят растения полностью погруженные в воду, у некоторых соцветия возвышаются над водой: рдест пронзеннолистный (POTAMOGEMONI PERFOLIATUSL), рдест плавающий (POTAMOGEMONI NATANST). К четвертому ярусу относятся растения свободно плавающие на поверхности воды: ряска тройчатая (LEMNA TRISULCAL), ряска малая (LEMNA MINORL).
Cлайд 27
Произведен сбор, определение и оформление гербарных образцов.
Cлайд 28
Коллекция гербарных образцов
Cлайд 29
Составлен список: древесно-кустарниковых пород, охраняемых растений произрастающих в окрестностях с. Новоандреевка .
Cлайд 30
Cлайд 31
Cлайд 32
Изготовлен дидактический материал
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Коллекция насекомых
Cлайд 36
Результат
Cлайд 37
Методика малых открытий
Cлайд 38
Развитие предпринимательства на территории города Белогорска на примере автоцентра МАКС Ученица 10А класса СОШ №3 Попова Елена Научный руководитель : Соляник О.А.
Cлайд 39
… Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа. А под ним проносится век: Повороты, круговороты: Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?!
Cлайд 40
Актуальность темы: Большинство предприятий на территории города Белогорска реконструированы или перестали существовать. Автоцентр «Макс» одна из наиболее интенсивно развивающихся компаний не только на территории города Белогорска , но и Дальнего Востока, которая признана крупнейшей фирмой в сфере поставки запасных частей к автомобилям по всему региону. Данное предприятие способствует осуществлению интеграционных связей со странами : Европы и Азии в области поставок комплектующих к различным маркам автомобилей. Предприятие способствует экономическому образованию специалистов и обеспечивает рабочими местами жителей города Белогорска . Ухудшается экологическая обстановка на улицах города . Задымленность , покрытая налетом из копоти и пыли молодая листва на деревьях , загазованность реальная картина сегодняшнего дня. В школах города практически отсутствуют физически здоровые дети . Не редкостью стали : головокружения , тошнота, учащенное сердцебиение ит.д.
Cлайд 41
Цели: 1. Изучить историю образования предприятий на территории города Белогорска на примере автоцентра «Макс». 2.Оценить влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние воздуха по улице 50 ЛЕТ ВЛКСМ 35 - А.
Cлайд 42
Задачи: Изучить историю образования предприятия автоцентр «Макс» . Описать природно-климатический потенциал города Белогорска. Познакомиться с новыми технологиями в области машиностроения (экологически чистыми). Произвести наблюдения за автотранспортом ,проезжающим по улице 50 ЛЕТ ВЛКСМ 35- А . (рядом со школьным двором СОШ №3) Произвести расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Cлайд 43
Методы: Поисково-исследовательский. Метод работы с научной литературой. Метод сопоставления полученных данных и расчетов . Визуальный метод. Картографический.
Cлайд 44
Автоцентр «Макс » одна из интенсивно развивающихся компаний на территории Дальнего Востока, признана одной из крупнейших фирм в сфере поставок запасных частей по всему региону Получить полную информацию о данном предприятии оказалось не легкой задачей , так как печатные материалы отсутствуют. Компания основана в 1994 году 16 марта Хлестуновым Петром Николаевичем и Евтушенко Александром Ефимовичем .. Автоцентр «Макс» назван в честь сына Петра Николаевича Максима. На территории Дальнего Востока существует 5 филиалов компании в городах: Благовещенск , Свободный , Райчихинск , Хабаровск. В каждом филиале работает от 60-63 человек. Главный офис расположен в городе Белогорске (65 человек).
Cлайд 45
Cлайд 46
Сегодня в Мире 600 млн. штук автомобилей . Повседневно каждый из них выбрасывает : 4 кг угарного газа ,оксида азота , оксида серы , сажу. При использовании этилированного бензина с добавлением свинца в выхлопные газы попадает вредный свинец . «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение биосфры каждого региона =30 % . Для сжигания 1 кг бензина требуется : 2,5 кг кислорода . В среднем автомобиль проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 тонн бензина., расходует 35 тонн - кислорода , выбрасывает в атмосферу 160 тонн выхлопных газов , из них 800 кг угарного газа, 40 кг оксида азота , 200кг углеводородов. Если бензин этилированный , то плюс 3,5 кг ядовитого свинца .Однако каждый автомобиль стирает шины , в среднем каждый из нас вдыхает от 5- 8 кг резиновой пыли.
Cлайд 47
Ход работы Тип автотранспорта Количество (шт) Всего за 20 мин За 1 час Ni шт Общий путь за 1 час L км Грузовые автомо-били 1,1 2 шт 2х3=6 шт 6х1км= 6 (км) Легковые автомо-били 1111111111111 1111111111111 11111111111111 1111111111 50 шт 50х3=150 150х1км= 150 (км) Автобусы ----------------- --------------- Li=Ni х L Дизель-ные грузовые автомобили ----------------- ---------------
Cлайд 48
Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час рассчитываем по формуле: Li=NiхL, где N – количество автомобилей за 1час; тип автотранспорта; L - длина участка. Li=6х1=6 км
Cлайд 49
Тип автотранспорта Уi-удельный расход на 100 км на 1км Ср.норма расхода топлива расход л NiOLi Qi, в том бензин В том числе Дизель-ное топливо Грузовые автомо-били 0,11-0,13 на 1км 11-13 л на100 км 2 шт х (0,13) = 0,62 л Легковые автомо-били 0,31-0,34 31-34 50 шт х(0,12) = 6 л Дизель-ные грузовые автомобили Автобусы Всего: ЕQ=6, 62 л
Cлайд 50
Рассчитываю количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего. Результаты вношу в таблицу. Для вычисления использую известный коэффициент – К. Он (К)- численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, необходимого для проезда 1 км (равного удельному расходу.)
Cлайд 51
результат Всего (V)л=4,9л Вид топлива Значение коэффициента (К) Угарный газ Углеводы Двуоксид азота Бензин 0,6 0,1 0,04 Дизельное топливо 0,1 0,03 0,04 EQ2 Количество вредных веществ в л Вид топлива СО2 Бензин 6,62 х 0,6=3,97 х 0,1=0,66л х 0,44=0,27л=4,9л Дизельное топливо ---------------
Cлайд 52
Рассчитываю массу вредных веществ (т,ч) по формуле: T=VxM ; 22,4 Если за 1 час 4,9 л вредных веществ выделились в атмосферу, за 17 часов (с 7.00 до 23.00) = (4,9 х 17ч)=83,3 л !!!
Cлайд 53
Используй, охраняя, и Охраняй используя
Cлайд 54
Проект: «Пути решения экологической проблемы озера Зеркальное»
Cлайд 55
Этапы выполнения проекта: Подготовительный: выбор направления исследования(изучение объекта, составление описаний, изготовление фотоматериалов). Исследовательский: проектирование. Работа выполняется с использованием известных методов( наблюдение, картографического, расчетного, измерительного, аналитического и других) Оценочно- рефлексивный (оформление результатов. Выработка решений, прогноз). Презентационный.
Cлайд 56
Cлайд 57
Используемые источники: 1.Л.Е.Дмитриева. Экологическое краеведение. Региональный компонент.- Благовещенск , Амурский ИППК, 2005 г.,- 15с. Ответы на билеты «Социальная экология» .- Благовещенск , Амурский ИППК, 2005 г 2.География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Г. Павлюк.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004.-288 с. 3. Учебник: «Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального компонента для 9-11 классов образовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М. : АО МДС, 1996.- 272 с.». 4. Интернет – ресурс (справочные материалы, фото и схемы: слайд №4, №53) 5. Атлас «Амурская область». - Люби и знай свой край.- 1996 г. - Атлас Амурской области.- 2000 г. 6.Н.К. Шульман «География Амурской области»