Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения Семинар автор : учитель химии Винник Наталья Дмитриевна декабрь 2013 г.
Cлайд 2
Мотивация Одна из самых сложных задач психологии Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы: Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?
Cлайд 3
Определение мотивации. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Cлайд 4
Потребности Усилия Действие Вознаграждение Удовлетворение Цикл мотивации.
Cлайд 5
Виды мотивации Внешняя мотивация Внутренняя нравственно – волевая мотивация Внешне положительные. Внешне отрицательные. (Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.) (Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)
Cлайд 6
Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3-й этап. Мотивация завершения
Cлайд 7
1-й этап. Возникновение мотивации 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.); 2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.); 3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
Cлайд 8
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации чередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности; поисковая деятельность учащихся; - самоконтроль и самооценка.
Cлайд 9
3-й этап. Мотивация завершения Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо: усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя; позитивное восприятие одноклассников и самих себя ; -создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла.
Cлайд 10
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы- Мотивация- это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. В основе мотивов лежат определенные потребности. этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Cлайд 11
Какие мотивы побуждают школьников учиться . Начальная школа Ведущие мотивы: - чувство долга - престижная мотивация – желание получить высокую отметку; - мотив избегания санкций. Основная мотивация: внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения. Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных. Мотивация, вызванная подростковыми установками Старшая школа Мотивация продолжения образования. Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего. Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний. Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам. Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.
Cлайд 12
Два основных вопроса мотивации: 1. К чему побуждать? → вопрос направленности 2. Как побуждать? → вопрос энергии
Cлайд 13
Формирование мотивации учения Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Учет возрастных особенностей школьников; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним); Формирование адекватной самооценки у учащихся; Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий. Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагога Интерес Использование проблемных ситуаций, способов, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания
Cлайд 14
Общая структура мотивации к учению а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д) Компенсаторная мотивация в) Престижная мотивация г) Мотивация избегания неудачи
Cлайд 15
Познавательная мотивация Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Cлайд 16
Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Cлайд 17
Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Cлайд 18
Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность
Cлайд 19
Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Cлайд 20
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Cлайд 21
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Cлайд 22
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека, а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Cлайд 23
Условия хорошей мотивации учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными; важно определить достаточно времени на работу; деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер; оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев; стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей; положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.
Cлайд 24
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Любовь к работе. Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм). Стремление к максимальной гибкости. Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Cлайд 25
. Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон