Воспитание младших школьников в проектной деятельности
Cлайд 2
1. Что такое «проект»? Что представляет собой проектная деятельность?
Cлайд 3
Проект - реалистический замысел о желаемом будущем в виде прообраза; идеальное описание будущего объекта или будущей деятельности (А.И. Савенков, В.С. Безрукова, Е.С. Заир-Бек).
Cлайд 4
Проектная деятельность совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность детей решение значимой проблемы использование разнообразных методов и средств, интегрированных знаний
Cлайд 5
Основные признаки проектной деятельности (по А.В. Горячеву) направленность на достижение конкретных целей координированное выполнение взаимосвязанных действий ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом в определенной степени неповторимость и уникальность
Cлайд 6
2. Каковы этапы проектной деятельности?
Cлайд 7
Этапы проектной деятельности младших школьников (А.И. Савенков, А.М. Новиков): I. Определение и формулировка личностно-значимой проблемы. II. Определение цели и задач проектирования, необходимых ресурсов. III.Проектирование процесса решения проблемы : этапов, методов, средств. IV. Реализация проектного замысла. V. Рефлексия процесса и результатов деятельности. VI. Коррекция проектного замысла.
Cлайд 8
3. Каковы виды детских проектов?
Cлайд 9
ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( по О.С. ПОЛАТ): ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ
Cлайд 10
4. Какова технология организации проектной деятельности в процессе воспитания младших школьников?
Cлайд 11
Уровни организации проектной деятельности детей в процессе воспитания УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ
Cлайд 12
Базовый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания Цель - ознакомление детей с основами проектирования, формирование первоначальных проектировочных умений, формирование системы базовых нравственных знаний. Содержание - разработка групповых мини-проектов на учебных занятиях и во внеурочной деятельности (информационные и практико-ориентированные проекты).
Cлайд 13
Базовый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Введение понятия «проектная деятельность», «проект»; представление общей структуры проекта, организация деятельности детей по ее анализу. Восприятие и осмысление полученной информации, выделение структурных компонентов проекта. II.ОРИЕНТАЦИОННЫЙ Формулирование нравственной проблемы, определение возможныхнаправлений проектирования. Осмысление проблемы, выбор личностно значимого направления проектной деятельности.
Cлайд 14
Памятка школьникам по проектной деятельности: 1. Проанализируйте интересующие вас проблемы. 2. Выделите ту проблему, решение которой для вас сегодня наиболее важно. 3. Сформулируйте проблему в виде вопроса. 4. Представьте возможный результат вашей работы. 5. Продумайте последовательность действий по достижению желаемого результата. Для этого ответьте на вопросы: С чего необходимо начать? Что необходимо сделать дальше? Что необходимо сделать на последнем этапе работы?
Cлайд 15
6. Определите возможные источники поиска необходимой информации. Проконсультируйтесь в случае необходимости с учителем. 7. Осуществляйте деятельность по намеченному плану. 8. Продумайте форму представления и защиты результата вашей работы. 9. Проанализируйте свою деятельность: Соответствует ли результат замыслу? Что нового узнали для себя в процессе работы? Чему научились? Что было трудным? Что оказалось легким? Возможна ли дальнейшая работа над проектом? Если да, то - в каком направлении?
Cлайд 16
Папка исследователя (А.И. Савенков) Подумать Задать себе вопросы Спросить у другого человека Провести эксперимент Понаблюдать Посмотреть в книгах Посмотреть в компьютере
Cлайд 17
Базовый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания Результат - формирование у младших школьников первоначальных проектировочных умений, субъективное открытие определенных нравственных знаний. ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ III. ПОИСКОВЫЙ Руководство взаимодействием школьников, оказание помощи в определении шагов поиска (памятки, инструкции, подводящие вопросы). Осуществление поисково-творческой деятельности в избранном направлении. IV.АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ, оценка и коррекция творческого поиска детей. Рефлексиясозданного проекта и процесса проектирования.
Cлайд 18
Базовый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания Результат - формирование у младших школьников первоначальных проектировочных умений, субъективное открытие определенных нравственных знаний. ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ III. ПОИСКОВЫЙ Руководство взаимодействием школьников, оказание помощи в определении шагов поиска (памятки, инструкции, подводящие вопросы). Осуществление поисково-творческой деятельности в избранном направлении. IV.АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ, оценка и коррекция творческого поиска детей. Рефлексиясозданного проекта и процесса проектирования.
Cлайд 19
Примерная тематика проектов младших школьников на базовом уровне Виды проектной деятельности Тематика Результат Информационные и практико-ориентированные проекты Я – читатель Формирование интереса к чтению, создание картотеки интересных детских книг и статей из журналов. Если хочешь быть здоров Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, разработка рекомендаций по укреплению собственного здоровья. Мой досуг Формирование потребности в интересном и полезном проведении досуга, разработка банка идей по его организации. Я живу среди людей Создание свода правил взаимоотношений с близкими, со сверстниками, со взрослыми.
Cлайд 20
Продвинутый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания Цель -расширение и углубление системы нравственных знаний младших школьников, развитие их нравственных чувств, расширение знаний о процессе проектирования, совершенствовании проектировочных умений. Содержание -создание группового проекта по разрешению более сложных проблем.
Cлайд 21
Продвинутый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Постановка перспективной задачи, связанной с разработкой проекта, актуализация представлений учащихся о структуре проекта Восприятие и осмысление задачи, воспроизведениеструктурных компонентов проекта. II.ОРИЕНТАЦИОННЫЙ Консультирование детей по формулировке проблемы и тематике будущего проекта. Определение личностно-значимой нравственной проблемы, формулирование темы, постановкацели и задач.
Cлайд 22
Продвинутый уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ III. ПОИСКОВЫЙ Консультирование учащихся по поиску и отбору научной информации, практического опыта, по проектному замыслу и возможным направлениям его реализации, по содержательной части проекта. Консультирование по процедуре защиты. Поиск, изучение научных источников и практического опыта, формулирование проектного замысла, представление его теоретического обоснования и технологического описания. Составление проекта выступления на защите. IV.АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ и оценка процесса и результатов проектной деятельности детей. Презентация проектного замысла, рефлексия процесса и результатов проектной деятельности.
Cлайд 23
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; - практическое использование предметных и интегрированных знаний, умений и навыков; - степень осмысления использованной информации; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; - владение рефлексией; - прикладное значение полученных результатов. Критерии оценки качества проектов :
Cлайд 24
Примерная тематика проектов младших школьников на продвинутом уровне Виды проектной деятельности Тематика Результат Игровые проекты Мои права, мои обязанности Формирование у детей ценностного отношения к своим правам и обязанностям, освоение моделей поведения, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей в практической жизнедеятельности. Мы – гражданеДетландии Освоение детьми опыта демократического взаимодействия в обществе, воспитаниетолератности. Исследовательские проекты Моя семья в прошлом и в настоящем Формирование у детей ценностного отношения к семье, к близким людям, создание генеалогического древа, презентации традиций своей семьи. Чем живет планета Земля? Развитие познавательных интересов, создание журнала «Вокруг света» о современных событиях и мировых проблемах.
Cлайд 25
Творческий уровень организации проектной деятельности детей в процессе воспитания Цель -обобщении и систематизации нравственных знаний учащихся знаний в проектной деятельности, развитии их нравственных чувств, совершенствовании опыта нравственного поведения, развитии проектировочных умений в нестандартной ситуации. Содержание -создание интегрированного проекта в рамках нескольких учебных дисциплин или в рамках системы воспитательной работы.
Cлайд 26
Примерная тематика проектов младших школьников на продвинутом уровне Виды проектной деятельности Тематика Результат Творческие проекты Игрушки наших предков Формирование ценностного отношения к традициям прошлого, к народному фольклору создание народных игрушек, организация спектаклей по сюжетам народных сказок. Дар красноречия Формирование ценностного отношения к родному языку, создание учебника риторики для детей Вместе нам весело и интересно Формирование ценностного отношения к сверстникам, создание проекта детской комнаты отдыха. Масленица Формирование ценностного отношения к народным традициям, разработка и реализация сценария народного праздника.
Cлайд 27
Предложите тематику …. (вид проектной деятельности детей) младших школьников по …..(направлению воспитательной работы). Дайте характеристику взаимодействия педагога и детей в процессе проектной деятельности по одной из тем на ….. уровне. (уровень организации проектной деятельности детей). Модель задания