Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич родился в Новгород – Северске в 1824 году. Он получил хорошее воспитание: посещал местную гимназию, затем учился в Москве, на юридическом факультете. Первые свои статьи Константин Дмитриевич были критического и географического содержания, но с 1855 года он публикует уже педагогические статьи. Работая инспектором Смольного института, Ушинский, ввёл некоторые новшества, которые не одобрило тогдашнее консерва- тивное руководство института. Конствнтин Дмитриевич горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения, которыми мы пользуемся и сейчас.
Cлайд 3
Руководство родителям и педагогам к его книге «Родное слово» имело обширное влияние на русскую народную школу и остаётся лучшим пособием по методике русского языка и по сей день. А труд Ушинского: «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антро- пологии» выходит уже 11 изданием и пользуется заслуженной известностью. В педагогической теории Константина Дмитриевича основополагающей стала идея народности воспитания. Мне как педагогу очень близка эта идея, так как она включает в себя требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием (что сегодня, я считаю, актуально как никогда) и демократизацию народного образования.
Cлайд 4
1.Педагог призывал во время образо- вательного процесса держать под контролем детское внимание, так как «внимание есть та единст- венная дверь нашей души, через которую всё из внешнего мира … неприменно проходит…Приучать дитя держать эти двери открыты- ми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья.» Я соглашаюсь с этими мыслями Константина Дмитриевича, так как знаю особенности детского воспри- ятия информации и понимаю не- обходимость активного повторения, которое, по словам Ушинского, за- ключается в сосредоточенности внимания под контролем учителя.
Cлайд 5
Для этого необходимо, чтобы обучение было наглядным, так как «… это такое учение, ко- торое строится не на отвлеченных пред – ставлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ре – бёнком…»и «… отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает не- обходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности…». Соглашаясь с автором полностью, я активно применяю наглядность в обучении, используя и тематические таблицы на своих уроках химии, и шаростержневые модели кристаллических решёток разных типов, и раздаточный материал – коллекции простых и сложных веществ и материалов, и учебные фильмы и т.д… 2. Большое внимание Константин Дмитриевич уделял личности воспита – теля, «… потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности … никакой искусственный организм заведения не может заменить личности в деле воспитания школьника…»
Cлайд 6
3.Ушинский впервые разработал и обосновал антропологический подход в педагогике. Этот принцип предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отноше – ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это убеждение Константина Дмитриевича остаётся актуальным и для современной педагогики. Также он утверждал, что воспитание человека возможно с учётом всех знаний всех наук о человеке. К счастью, я являюсь наполовину биологом по образованию, и мне легко удаётся привлекать свои биологические знания о человеке в пре – подавании химии. Это помогает мне и учиты – вать возрастные особенности памяти и внима – ния у детей, и осуществлять межпредметные связи с о школьным курсом биологии , и гра – мотно применять различные формы и методы преподавания своей дисциплины.
Cлайд 7
Мои любимые цитаты К.Д.Ушинского Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. Самая важная часть воспитания – образование характера. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу ни хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Ум – ни что иное, как хорошо организованная система знаний. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распуска – ющийся цвет всей его духовной жизни.