Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности. Важным условием полноценного, гармоничного развития личности ребенка является: умение ребенка пользоваться в общении с окружающими правильной, четкой речью; умение ясно выражать свои мысли и желания; умение говорить на своем языке чисто и выразительно.
Cлайд 3
РАЗВИВАТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ФОНЕТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ РЕЧИ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РУЧНУЮ МОТОРИКУ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ СЛОГОВУЮ И ЗВУКО-СЛОГОВУЮ СТРУКТУРЫ СЛОВ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. В процессе коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений перед специалистами стоят следующие задачи:
Cлайд 4
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов: от состояния подвижности артикуляционного аппарата, от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование; от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к его ослаблению.
Cлайд 5
Процесс развития речи зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова, такие как: бочка - почка, зуб – дуб, мишка – мышка, точка – дочка и т.п.
Cлайд 6
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может стать причиной неправильного произношения слов, звуков, фраз и предложений. Успешно этот процесс протекает у ребенка под руководством педагогов, родителей. Они помогают им овладеть этими навыками на специальных занятиях и в повседневной жизни.
Cлайд 7
Задача логопеда состоит в том, чтобы убедить ребенка и его родителей в том, что дефект речи можно исправить, Для этого нужны совместные усилия. Особенно важно, чтобы родители детей принимали активное участие в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений. Очень часто, к сожалению, родители не обращают должного внимания на дефекты речи ребенка или не придают этому особого значения, предполагая, что с возрастом «все пройдет».
Cлайд 8
Логопед, воспитатель и другие специалисты должны познакомить родителей с задачами, которые стоят перед ними, так как именно взрослые, могут повлиять на желание ребенка исправлять дефекты речи и побуждать его к соответствующим действиям. Многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, об их нарушениях и их преодолении. Многие родители не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Кроме того, большие затруднения испытывают родители в организации режима дня ребенка. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний и т.д. Дефицит общения в семье приводит к отставанию ребенка в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Семья не всегда понимает важность коррекционной работы с ребенком и негативно относится к ней. У одних родителей нет желания, возможностей заниматься с ребенком, а некоторые хотят, но не знают, что и как делать, так как у родителей отсутствуют достаточные умения, навыки и необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.
Cлайд 9
ЛОГОПЕД ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ: ДАЕТ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИВЛЕКАЯ РОДИТЕЛЕЙ К КОРРЕКЦИОННОМУ ПРОЦЕССУ, УЧИТ ПОНИМАТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ, АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПОДХОДЯ К РАБОТЕ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, КАК К СЕРЬЕЗНОМУ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ПРОЦЕССУ, ПОВОДИТ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, «КРУГЛЫЕ» СТОЛЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЛЕКЦИИ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМЫ, НА КОНСУЛЬТАЦИЯХ УДЕЛЯЕТ ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ РЕЧИ ДАННОГО РЕБЕНКА, РАЗЪЯСНЯЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИЧИНЫ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Работа логопеда с семьей направлена на стимулирование их обращения за помощью, советом, рекомендациями.
Cлайд 10
Важно, чтобы были разработаны и реализованы совместно с родителями индивидуальные микропрограммы помощи каждому ребенку с нарушением речи. Организация ранней комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителям * позволит подготовить детей к обучению в школе, * устранит их речевые дефекты, * обогатит словарный запас, * преодолеет недостатки грамматического строя речи, * улучшит навыки связной речи
Cлайд 11
Если у ребенка есть речевые нарушения, то он не чувствует себя равным среди других детей, замыкается в себе, старается отмалчиваться в кругу сверстников. На помощь родителям и ребенку должен прийти учитель-логопед, от которого потребуется терпение, спокойное, благожелательное и тактичное отношение. Он должен заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе. А для этого занятия должны быть интересными и занимательными.
Cлайд 12
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: Занятия должны проводиться систематически. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. Родители должны выполнять требования логопеда и воспитателей. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько, выполнять упражнения (задания) дома. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. Периодически проводить консультации, беседы, собрания, открытые занятия для родителей.
Cлайд 13
Правильная организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.