«Агрессия - любая форма поведения , направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу ,не желающему такого с ним обращения » ( Роберт Бэрон).
Cлайд 2
Что происходит с подростком в современном мире? Что является побудителем агрессивного поведения?
Cлайд 3
Чувство « Особый вид эмоциональных переживаний , носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающийся сравнительной устойчивостью. В основе агрессивного поведения личности лежат переживания , которые , как правило , носят неприятный характер .
Cлайд 4
Переживания подростка Окружающая среда держит ребёнка в состоянии стресса. Трудности в школе ,проблемы социального характера . Запреты окружающих. Внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Сильное долгосрочное состояние неудовлетворённости . Эмоциональное провоцирование со стороны учителей , родителей , сверстников . Цели , поставленные перед подростком (обществом , семьёй , школой) недосягаемые ,в силу объективных и субъективных причин.
Cлайд 5
В таком состоянии подростком управляют чувства : Обиды Гнева Злости Зависти Мести . Единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой , повысить самооценку .
Cлайд 6
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ НЕГАТИВНОМУ ПОСТУПКУ ПОДРОСТКА Модель поведения Тебе плохо( больно , страшно , стыдно ) – нападай – получай удовольствие (жертва отступает). И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры , то эмоциональная агрессивность будет только нарастать .
Cлайд 7
Вывод : неприятности ,страдания , угрозы , оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим ( школе , семье , сверстникам , посторонним людям). Ребёнок , нападая на жертву , достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью , решать материальные проблемы , повышать чувство собственной ценности. Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие , а оно быстротечно , это состояние необходимо поддерживать постоянно .
Cлайд 8
Существуют ли меры , которые позволять ослабить агрессивное поведение ? Формы агрессивных реакций : Физическая агрессия ( нападение - использование физической силы против другого лица . Косвенная агрессия – действия , как окольными путями направленные на другое лицо ( сплетни , злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости ( крик , топанье ногами , битьё кулаками по столу , хлопанье дверями и др.) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму ( крик , визг , ссора) , так через содержание словесных ответов ( угрозы , проклятья, ругань, оскорбление и унижение другого человека, распространение клеветы , и сплетен ).
Cлайд 9
Речевая защита и речевая агрессия подростков . Вывод первый . « Подобно слезам , брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека , тем более подростка » . Вывод второй . «Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно , как уничтожить саму речь . Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков , потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью» . Вывод третий . «Генитальный мат достаточно органично входит в речь подростков ещё и потому , что отроческому возрасту свойственен повышенный интерес к вопросам взаимоотношения полов . А нынешний разговорный сексуальный словарь довольно вульгарен и по лексическому составу фактически смыкается с матом , но подростки используют слова именно из этого словаря , потому что они хоть и неблагозвучны , зато живы и естественны» . Вывод четвёртый . «Всё сказанное выше отнюдь не означает , что любые усилия педагогов по искоренению сквернословия не имеют смысла . Отстаивать чистоту речи необходимо . Другое дело , что традиционные средства профилактики сквернословия доказывают свою несостоятельность» .
Cлайд 10
При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы : Информирование Установление логических взаимосвязей Метафора Проведение логического обоснования Самораскрытие Конкретное пожелание Парадоксальная инструкция Убеждение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций . Релаксация Повышение энергии и силы Переоценка Ролевое проигрывание и другие .
Cлайд 11
Модели социального поведения
Cлайд 12
Что бы вы хотели взять у этой маски ? - Когда эта маска поможет , а когда может навредить или помешать ? -Если бы ты встретил человека в этой маске , то как бы он был одет? -Где он может жить ? - Кто его друзья ? - Как бы он учился ? - Какая у него любимая поза ? - Какие чувства он чаще всего испытывает ? - Какие слова он чаще всего использует в речи ? - Если бы на него «наехали» , то как бы он себя повёл ? - Если бы его похвалили , то что бы он сделал ? - Если бы его обидели , то что бы он сделал ? - В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться ?
Cлайд 13
«Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты , даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры , если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями . Неизвестно где и когда , в каком виде произрастет посеянное – но если ничего не делать сегодня , завтра уже точно ничего не вырастет ».