Образование детей с нарушениями интеллектуального развития
Cлайд 2
Цель занятия: дать понятие о механизмах, причинах и проявлениях нарушений интеллектуального развития у детей дошкольного и школьного возраста; познакомить с системой образования детей с нарушениями интеллекта. План лекции: Определение понятия умственной отсталости. Причины умственной отсталости. Формы интеллектуальных нарушений. Степени снижения интеллекта. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей, страдающий интеллектуальной недостаточностью. Образование умственно отсталых детей.
Cлайд 3
Информация по теме Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика. Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги: Э.Сеген, Ж.Демор, М.Монтессори; Отечественные специалисты: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ж.И.Шиф, С.Я.Рубинштейн, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева.
Cлайд 4
Умственная отсталость - это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга.
Cлайд 5
стремительные роды; затяжные роды; травмы ребенка во время родов; акушерско- гинекологические манипуляции; асфиксия (удушье) новорожденного. физические и психические травмы; инфекции (краснуха, токсоплазмоз); интоксикации; соматические заболевания матери. черепно- мозговые травмы; инфекции, в том числе нейроинфекции; интоксикации; воздействие алкоголя, никотина. Причины умственной отсталости Факторы, вызывающие внутриутробную (пренатальную) патологию развития Родовая (натальная) патология Факторы, вызывающие послеродовую (постнатальную) патологию развития
Cлайд 6
Формы умственной отсталости Умственная отсталость, которая возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в пренатальный натальный и постнатальный периоды. Умственная отсталость, которая возникает после определенного периода нормального развития ребенка (после двух лет). Часто возникает при текущих заболеваниях мозга. Олигофрения Деменция
Cлайд 7
Степени умственной отсталости по Российской классификации Идиотия – тяжелая (глубокая) степень. Имбецильность – средняя (умеренная степень). Дебильность – легкая степень.
Cлайд 8
Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации JQ Международная система Российская система 71 и выше Норма Норма 50-70 Незначительная умственная отсталость, затруднения в учении Дебильность 35- 49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность 25-39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Идиотия 20 и ниже Глубокая умственная отсталость
Cлайд 9
Дебильность При этой форме имеет место диффузный (разлитой) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Это проявляется в том что:
Cлайд 10
Дебильность задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания; дети мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни; к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей; в условиях обычного массового образовательного учреждения (детского сада, школы) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности.
Cлайд 11
Имбецильность При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение проявляются в том, что:
Cлайд 12
Имбецильность у детей отсутствует гуление и лепет; не формируется «комплекс оживления»; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы; познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление; существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Cлайд 13
Идиотия При этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями нижележащих образований и локальными (очаговыми) нарушениями головного мозга. Диагностика идиотии возможна уже на первом году жизни. Особо выделяются нарушения статических и моторных функций:
Cлайд 14
Идиотия задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции; неадекватная реакция на окружение; позднее появление навыков стояния и ходьбы; позднее появление лепета и первых слов; слабый интерес к окружающему и игре. Дети не обучаются и находятся (с согласия родителей) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход. У взрослых: резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления; снижены пороги чувствительности; им недоступно осмысление окружающего; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще; наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи.
Cлайд 15
Образование умственно отсталых детей
Cлайд 16
Образование детей с нарушениями интеллектуального развития в городе Воркуте
Cлайд 17
Организация образовательной среды специального учреждения Цель: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
Cлайд 18
Реализация цели посредством решения комплекса задач: Диагностический блок: комплексное психолого-медико-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальной программы развития ребенка Блок оздоровительных задач: определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Реализация комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Блок воспитательных задач: социализация, повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, воспитание у него положительных личностных качеств Коррекционный блок: преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Образовательный блок: обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Подготовка детей к школьному обучению.
Cлайд 19
Блок образовательных задач Воспитатель проводит занятия: Физическое воспитание Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
Cлайд 20
Блок образовательных задач
Cлайд 21
Выводы по теме Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга. Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса. Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур. Обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных педагогических условий.
Cлайд 22
Список использованных источников Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. - М.. 1999. Замский Х.С., Умственно отсталые дети [Текст] /Х.С. Замский. - М., 1995. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М., 2001. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.