ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Изучением вопросов особенностей развития речи, предупреждения и коррекции речевых нарушений занимается наука логопедия. Ученые, внесшие вклад в область логопедии: Ф.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Г.А.Каше, М.Ф.Фомичева и др. Ф.Ф.РАУ
Cлайд 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В случае, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые влияют на формирование всей его психики, говорят о детях с нарушением речи - логопатах.
Cлайд 5
КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ
Cлайд 6
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Cлайд 7
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Cлайд 8
КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Cлайд 9
ФУНКЦИИ РЕЧИ
Cлайд 10
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Схема локализации речевых центров
Cлайд 11
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Органические центральные: наследственные факторы; травмы головного мозга; инфекции, в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит); интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Органические периферические: короткая уздечка языка; неправильное строение или отсутствие зубов; нарушения в строении челюстей.
Cлайд 12
Примеры органических нарушений речевого аппарата
Cлайд 13
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Возрастные особенности дошкольников: несформированность фонематического восприятия; слабость и недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата Социальные факторы: ограничение общения; искаженная форма общения; двуязычие в семье; дефектное речевое окружение.
Cлайд 14
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
Cлайд 15
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФН ФФН ОНР Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношения, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха. Фонетико- фонематическое нарушение – нарушения звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ (КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ) Нарушение применения средств общения Нарушение коммуникатив-ной функции
Cлайд 16
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Cлайд 17
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ О У Э СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ А И Р С
Cлайд 18
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Специальные (коррекционные) школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида Логопедические пункты при общеобразовательных школах Специальные логопедические группы в детских садах общего типа Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических кабинетах Специализированные ясли Специализированны дома ребёнка Детские психоневрологические санатории
Cлайд 19
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В г.ВОРКУТЕ ЛОГОПЕДИ-ЧЕСКИЕ ПУНКТЫ ПРИ ДОШКОЛЬ-НЫХ ОБЩЕОБРА-ЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕ-СКИЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРО-ВАННОГО ВИДА №11
Cлайд 20
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999. Дефектологический словарь. – М., 1970. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.-М.,1997. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
Cлайд 21
Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М. LOGO