От урока к проектной задаче - вектор изменений педагога
Cлайд 3
Проект (латин. «projectus») - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта: а) совокупность документов для создания изделия; б) предварительный текст документа; в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
Cлайд 4
доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех участников; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию (развитие инициативы, любознательности, способности к планированию своей учебной деятельности); развитие самостоятельности , инициативы и ответственности личности за свои действия и их результаты
Cлайд 5
Проектная задача. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Cлайд 6
Типология задач: Учебная задача – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач; Конкретно-практическая задача – ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной школьникам ситуации, как правило внутри каждого предмета; Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового. формального способа решения
Cлайд 7
Проект для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат Проектная задача для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
Cлайд 8
Способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Cлайд 9
Как устроена проектная задача? Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении? Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге? Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Cлайд 10
Модель проектного задания Описание модельной ситуации, постановка задачи Задание 1 Дополнительные источники информации Итоговое задание (этап синтеза) Задание 3 Задание 2
Cлайд 11
Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию
Cлайд 12
Cлайд 13
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества Использовать метод встроенного наблюдения, т.е. наблюдать за работой как отдельных учащихся . Так и группы в целом Возможно привлечение свободных учителей, родителей, старшеклассников ( постоянный сбор и анализ данных позволяют вести мониторинг формирования учебного сотрудничества)
Cлайд 14
4-5 классы Основная педагогическая цель- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию
Cлайд 15
Cлайд 16
Специальное время в рабочей программе На решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года -20-26 учебных часов (20-30% учебного времени) Предметные проектные задачи -2 урока Межпредметные задачи-по 2 урока ежедневно в течение недели
Cлайд 17
Cлайд 18
«Человек рождён для мысли и действия»
Cлайд 19
Cлайд 20
Cлайд 21
Проблемы начальной школы, затрудняющие переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Cлайд 22
Современные методы обучения формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывают принцип связи обучения с жизнью, развивают каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Cлайд 23
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как: личностно-ориентированный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Cлайд 24
Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо
Cлайд 25
Итоги работы 1 2 3 4 Как работали в течение урока 5 5 4 4 Правильность решения 5 5 4 4 Качество выступления 5 5 3 4 Итоговая оценка 5 5 4 4
Cлайд 26
Модель проектного задания Описание модельной ситуации, постановка задачи Задание 1 Дополнительные источники информации Итоговое задание (этап синтеза) Задание 3 Задание 2
Cлайд 27
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Использовать групповую работу в качестве основной формы работы Создавать группу не более 6 человек. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям. Длительность выполнения проектного задания 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Использование заданий на разных этапах изучения материала Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности Типы проектов Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным
Cлайд 28
Педагогические эффекты: задает реальную возможность организовать взаимодействие между собой при решении поставленной задачи, учит способу проектирования через специально разработанные задания, дает возможность посмотреть, как осуществляет перенос известных предметных способов действий в модельную ситуацию. предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
Cлайд 29
Общеучебные умения и навыки 1.Интеллектуальные умения: целеполагание планирование моделирование 2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у учителя; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников групп 5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; 6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Cлайд 30
Проекты, проведенные в классе Название проектного задания Предмет Семьи, опаленные войной Краеведение Сам себе я помогу, я здоровье сберегу Окружающий мир Край, в котором я живу Краеведение Ученическое самоуправление Внеклассные мероприятия Родительский комитет Математика Написание приставок Русский язык Доктор Айболит Математика Литературно-художественный альманах Литературное чтение Стрекоза и Муравей Литературное чтение Графики, таблицы, диаграммы Математика Бумажная сказка Технология Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» Русский язык Новости программы «Вокруг света» Русский язык Математика на планете Математикус Математика
Cлайд 31
Диагностика Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 92% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 20% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 24 % - презентацию. По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности. Большая часть учащихся высказала адекватную самооценку.
Cлайд 32
Диагностика
Cлайд 33
Процентное соотношение типов общения во время по наблюдениям учителя за выполнением проектных заданий
Cлайд 34
Педагогический эффект
Cлайд 35
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания: Каждый ученик может проявить себя как творческая личность. Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе». Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения. У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации. Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность. Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Cлайд 36
Трудности: -кардинальное изменение всех составных частей учебного процесса: системы оценивания, типа отношений школьников, подходов к отбору учебного содержания, принципов составления расписания.