Код презентации скопируйте его
Проект (латин. «projectus») - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта: а) совокупность документов для создания изделия; б) предварительный текст документа; в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех участников; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию (развитие инициативы, любознательности, способности к планированию своей учебной деятельности); развитие самостоятельности , инициативы и ответственности личности за свои действия и их результаты
Проектная задача. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Типология задач: Учебная задача – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач; Конкретно-практическая задача – ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной школьникам ситуации, как правило внутри каждого предмета; Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового. формального способа решения
Проект для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат Проектная задача для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
Способности рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Как устроена проектная задача? Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении? Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге? Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Модель проектного задания Описание модельной ситуации, постановка задачи Задание 1 Дополнительные источники информации Итоговое задание (этап синтеза) Задание 3 Задание 2
Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества Использовать метод встроенного наблюдения, т.е. наблюдать за работой как отдельных учащихся . Так и группы в целом Возможно привлечение свободных учителей, родителей, старшеклассников ( постоянный сбор и анализ данных позволяют вести мониторинг формирования учебного сотрудничества)
4-5 классы Основная педагогическая цель- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию
Специальное время в рабочей программе На решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года -20-26 учебных часов (20-30% учебного времени) Предметные проектные задачи -2 урока Межпредметные задачи-по 2 урока ежедневно в течение недели
Проблемы начальной школы, затрудняющие переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Современные методы обучения формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывают принцип связи обучения с жизнью, развивают каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как: личностно-ориентированный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо
Итоги работы 1 2 3 4 Как работали в течение урока 5 5 4 4 Правильность решения 5 5 4 4 Качество выступления 5 5 3 4 Итоговая оценка 5 5 4 4
Модель проектного задания Описание модельной ситуации, постановка задачи Задание 1 Дополнительные источники информации Итоговое задание (этап синтеза) Задание 3 Задание 2
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Использовать групповую работу в качестве основной формы работы Создавать группу не более 6 человек. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям. Длительность выполнения проектного задания 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Использование заданий на разных этапах изучения материала Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности Типы проектов Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным
Педагогические эффекты: задает реальную возможность организовать взаимодействие между собой при решении поставленной задачи, учит способу проектирования через специально разработанные задания, дает возможность посмотреть, как осуществляет перенос известных предметных способов действий в модельную ситуацию. предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
Общеучебные умения и навыки 1.Интеллектуальные умения: целеполагание планирование моделирование 2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у учителя; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников групп 5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; 6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проекты, проведенные в классе Название проектного задания Предмет Семьи, опаленные войной Краеведение Сам себе я помогу, я здоровье сберегу Окружающий мир Край, в котором я живу Краеведение Ученическое самоуправление Внеклассные мероприятия Родительский комитет Математика Написание приставок Русский язык Доктор Айболит Математика Литературно-художественный альманах Литературное чтение Стрекоза и Муравей Литературное чтение Графики, таблицы, диаграммы Математика Бумажная сказка Технология Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» Русский язык Новости программы «Вокруг света» Русский язык Математика на планете Математикус Математика
Диагностика Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 92% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 20% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 24 % - презентацию. По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности. Большая часть учащихся высказала адекватную самооценку.
Процентное соотношение типов общения во время по наблюдениям учителя за выполнением проектных заданий
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания: Каждый ученик может проявить себя как творческая личность. Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе». Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения. У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации. Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность. Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.