Цель работы: Изучение особенностей развития эмоциональной сферы первоклассников Создание благоприятных условий для адаптации первоклассников Разработка программы психологической поддержки первоклассников в адаптационный период
Cлайд 3
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Cлайд 4
Cлайд 5
Особенности адаптации первоклассников: Поступление в школу – эмоционально-стрессовая ситуация. Факторы, влияющие на ребёнка: классный коллектив, личность педагога, ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей. Психологи отмечают: дети 6 -7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Cлайд 6
Изменение социальной позиции ребёнка
Cлайд 7
Смена ведущей деятельности Игровая деятельность: является свободной Учебная деятельность: построена на основе произвольных усилий
Cлайд 8
Успешность обучения: Отношение учителя к ребёнку. Самоутверждение среди сверстников. Темперамент. Двигательная активность.
Cлайд 9
Cлайд 10
1.Неправильные методы воспитания в семье. 2.Неготовность к обучению в школе. 3. Неудовлетворённость в общении со взрослыми. 4. Низкий уровень образования родителей. 5. Алкоголизм родителей. 6. Конфликтная ситуация в семье. 7. Неполная семья. 8. Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса.
Cлайд 11
Процесс адаптации Ориентировочный этап. Неустойчивое приспособление. Относительно устойчивое приспособление. Продолжительность трёх фаз адаптации – примерно 5 – 6 недель, наиболее сложным является первый месяц.
Cлайд 12
Щадящий режим. Снижение учебной нагрузки. Полноценный сон. Отдых на свежем воздухе. Правильное питание. Помощь и поддержка взрослых.
3.Интеллект и умственное развитие -тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра -методика Э.Ф.Замбицявичене для определения умственного развития -тест Д.Векслера (может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости) 4. Эмоциональные состояния -цветовой тест Люшера -тест тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина -тест школьной тревожности Филлипса -тест «Сказка» 5.Межличностные отношения -методика Рене Жиля -социометрический тест -методика «Капитан корабля»
Cлайд 16
Темы родительских собраний в 1 классе: Ваш ребёнок – первоклассник. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности семилетнего ребёнка. Роль совместного отдыха детей и родителей. Пути формирования сознательного интереса к обучению у первоклассников. Мир увлечений Вашего ребёнка. Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие.
Cлайд 17
Заключение Для осуществления психолого-педагогического сопровождения первоклассников создана программа адаптации первоклассников, в которую входит работа с педагогами, родителями и учащимися.
Cлайд 18
Безруких М. Почему не сбываются большие ожидания? "Школьный психолог", 2000г.,N20 Безруких М. Ступеньки к школе//2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001.- 256 с. Битянова М., Азарова Т. И др. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998г. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей// Педагогика, М., 1989г. Журнал директор школы №3 1997г. Л.И.Земцова, Е.Ю.Сушкова Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность младших школьников//Психологическая служба школы, Омск 1992г. Зеньковский В.В.,Психология детства// М., Академия, 1995г. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //"Семья и школа", 1985г. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении//Айрис Пресс, М., 2004г. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика//М., Педагогика, 2002г. Шадриков Психолого – педагогическая готовность ребёнка к школе// Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1994г. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь// Томск, Пеллин, 1992г.