Психолого-педагогическое сопровождение беременности Научный руководитель: доцент , к.п.н. Черкасова О.В. Выполнила: Кузнецова М.С.
Cлайд 2
Актуальность По результатам исследования Овчаровой Р.В. можно сделать вывод, что существует достаточно большой процент женщин, не готовых к материнству, для которых характерным является: недооценивание важности эмоционального контакта с не рождённым ребёнком, неправильный образ жизни, негативные мотивы сохранения беременности, недостаточный уровень педагогической компетенции и т.д.. Что в последствии может привести к нарушению родительско-детских отношений, неправильному стилю воспитания, к возникновению у детей неврозов, на почве эмоциональной депривации и депривации родительской любви.
Cлайд 3
Проблемами перинатальной педагогики и психологии занимались такие учёные как: Менделевич В.Д., Батуев А.С., Филиппова Г.Г., Шмурак Ю.И., Подобед Н.Д., Бертин А.М., Белогай К.Н., Брехман Г.И Равич Р., Пайнз Д. и др.
Cлайд 4
Цель работы:. : рассмотрение психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей. Объект: психолого-педагогическое сопровождение беременных женщин. Предмет:. : программа психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей Задачи: 1) изучить научную литературу по данной проблеме; 2) выявить теоретические подходы к рассмотрению перинатальной психологии и педагогики; 3) определить условия психолого-педагогического сопровождения беременности. 4) разработать программу психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Cлайд 5
Теоретические подходы к рассмотрению перинатальной психологии и педагогики Перинатальная психология — это область психологической науки, изучающая возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы «мать - дитя», закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью.
Cлайд 6
Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка.
Cлайд 7
Условия психолого-педагогического сопровождения беременности «мать-дитя» общие телесные и психические границы
Cлайд 8
Синдром беременности (Боровикова Н.В.) Симптомы: аффект осознания себя беременной; принятия решения; нового «Я»; эмоциональной лабильности; противоречивого отношения к беременности; принятия новой жизни в себе; завышенных притязаний ; ощущения депривации; страха перед родами; пигмалионизация родившегося ребёнка.
Cлайд 9
И. А. Аршавский Материнская доминанта: Гестационная; Родовая; Лактационная. Гестационная доминанта Психологический компонент Физиологический компонент
Cлайд 10
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.
Cлайд 11
Оптимальный тип ПКГД Филиппова Г.Г.: адекватный стиль восприятия беременности.
Cлайд 12
Гипогестогнозический вариант ПКГД Филиппова Г.Г.: игнорирующий стиль переживания беременности.
Cлайд 13
Эйфорический вариант ПКГД Филиппова Г.Г: эйфорический стиль переживания беременности.
Cлайд 14
Тревожный вариант ПКГД Филиппова Г.Г.: Амбивалентный и тревожный стили.
Cлайд 15
Воспитание ребёнка для Вас это…
Cлайд 16
Беременность для Вас проходит…
Cлайд 17
Посещаете ли Вы курсы дородовой подготовки?
Cлайд 18
Из каких источников Вы черпаете информацию о беременности, родах и развитии малыша?
Cлайд 19
Тест отношений беременной Добрякова И.В.
Cлайд 20
Программа Цель программы: психолого-педагогическая деятельность по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей. Направления работы: образовательное, воспитательное, оздоро вительное.
Cлайд 21
Особенности работы: 1. Объект работы - беременные женщины со сроком беременности начиная от 20 - 25 недель. 2. Форма работы: групповая. 3. Состав участников группы - 6 - 8 человек. 4. Время работы: 12 занятий (2 раза в неделю по 2,5 — 3 часа). 5. В программе принимают участие: психолог, педагог, акушер-гинеколог.
Cлайд 22
Методы и приемы работы: 1. Тематические беседы. 2. Аутогенная тренировка. 3. Телесно-ориентированная терапия. 4. Арттерапия (рисование, пение, танец). 5. Ролевые игры. 6. Визуализации. 7. Статическая гимнастика с элементами массажа, палсинга. 8. Гопнотомия, голо совые упражнения, приемы дыхательной гимнастики. 9. Ароматерапия. 10. Спокойная медленная музыка.
Cлайд 23
Проверка эффективности работы: 1. Усиление конструктивных факторов: • принятие на себя ответственности за семью, ребенка, процесс родов; • самоанализ и самосовершенствование; • повышение родительской компетенции; • уважение к ребенку и взаимодействие с ним; • усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокой ствия, любви. 2. Ослабление деструктивных факторов: • эмоционального безразличия; • отношения к ребенку как к объекту; • ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрес сии, уныния.
Cлайд 24
Заключение Переживание беременности и динамика стиля переживания беременности отражает ценность ребенка, является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребенка после родов. Это позволяет строить гипотезу о возможных осложнениях материнско-детского взаимодействия в родах и после родов. Диагностика содержания и развития материнской сферы позволяют выявить группу риска (нарушения материнско-детского взаимодействия, девиантное материнство, послеродовые депресии и т.п.) и оказать своевременную помощь по формированию готовности к рождению и воспитанию детей.