Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 10-го класса к новой ситуации обучения
Cлайд 2
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности. Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Cлайд 3
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Cлайд 4
Психологические трудности юношеского возраста. Психофизиологический уровень Психологический уровень Незавершенность физического развития. Синдромдисморфофобии(физическая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы. Высокий уровень личностной тревожности. Задержка развития теоретического мышления. Нереалистичностьвоображения. Несформированностьволевой сферы
Cлайд 5
индивидуальные особенности учащихся в адаптационном процессе. адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.
Cлайд 6
На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы: проблема самосознания; проблема личностного роста; неадекватный уровень притязаний; несформированность жизненных планов; несформированность потребностей; низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее
Cлайд 7
Проблемы 10 класса. Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.
Cлайд 8
Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа
Cлайд 9
Дезадаптация 1. учащийся становится недисциплинированным, 2.невнимательным, безответственным, 3.отстает в учебе, 4.быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями. Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Cлайд 10
Психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Cлайд 11
Тревожность. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели: Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам; Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности; Общие показатели уровня тревожности по классу; Выявить наиболее тревожные факторы.
Cлайд 12
Тест школьной тревожности ФИЛЛИПСА Позволяет определить уровень тревожности учащихся по восьми факторам, содержательная характеристика, которых представлена в таблице . Факторы Содержательная характеристика Общая тревожность по школе Общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживание социального стресса Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Фрустрация потребности в достижении успеха Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Страх самовыражения Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациямстрессогенногохарактера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителем Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
Cлайд 13
Диагностика самочувствия, активности, настроения ОПРОСНИК САН. С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 10-х классов в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице: Параметры 10а 10Б хор норм плохое хор норм плохое Самочувствие 17% 51% 32% 28% 45% 26% Активность 0% 45% 55% 9% 55% 36% Настроение 9% 21% 70% 0% 0% 100%
Cлайд 14
Диагностика школьной мотивации. Диагностика школьной мотивации. Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10-х классов к школе. . ПАРАМЕТРЫ 10 А 10 Б Высокаяшкольная мотивация , учебная активность 5% 33% Хорошая школьная мотивация 65% 57% Положительное отношение к школе , но школа привлекает не учебными сторонами 23% 10% Низкая школьная мотивация 6% ------ Негативное отношение к школе ------- ------
Cлайд 15
Диагностика состояния психологического климата в коллективе. Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает: Параметры 10классы высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся 64% высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся 27% оценивает психологический климат в классе, как очень плохой 9%
Cлайд 16
Анализ результатов диагностики Анализ результатов диагностики по 10а классу: 44 % - учащихся класса тревожность не выявлена; 22 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; 22 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов; Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения. Анализ результатов диагностики по 10б классу: 29 % - учащихся класса тревожность не выявлена; 18 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по одному фактору; 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности по 2-3 факторам; По классу повышенной тревожности не выявлено.
Cлайд 17
Выводы и рекомендации анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно; высокого уровня тревожности в 10б классе не выявлено, в 10а - у двух учащихся; учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию; идет стабильное формирование классных коллективов, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива; по результатам диагностики ученица 10а класса не адаптировалась к обучению в старшей школе; учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку; классному руководителю 10а класса продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики; учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности.
Cлайд 18
Адаптационный период успешно проходят большинство учащихся 10-х классов, идет стабильное формирование классных коллективов; Выбор профилей обучения сделан учащимися самостоятельно и осознанно; состав профильных групп оставить без изменений; Организовать психологическую и педагогическую поддержку учащимися, у которых выявлена тревожность по отношению к школе; Классному руководителю 10а учесть данные психологической диагностики при формировании классного коллектива; Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей работе; Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.