Код презентации скопируйте его
Мотивация Создание проблемной ситуации Вопрос Формулировка проблемы Стимул Личностные УУД: смыслообразование самоопределение Регулятивные УУД: целепологание Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы Коммуникативные УУД: умение выделять проблему, умение выражать свои мысли
Технология проблемно-исследовательского метода В основе Стандарта - системно-деятельностный подход
Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений? Что будет первым шагом для учителя?
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности урок дополнительное образование защита проектов и рефератов поисково-творческая деятельность систематическое применение исследовательского подхода в обучении
Компоненты исследовательской культуры школьника: мыслительные умения и навыки: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки.
Обучение началам научного исследования. 1 класс. Учим разделять целое на элементарные составные части Учим соотносить Учим сравнивать и классифицировать Учим накапливать опыт определения и объяснения понятий Учим расшифровывать родовое понятие Учим отвечать на вопросы типа «Почему?»
Обучение началам научного исследования. 1 класс. Учимся видеть противоречия Учимся внимательно слушать Учимся ориентироваться в учебнике Учимся ориентироваться в порядке расстановки книг Учимся отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопрос Осваиваем основные виды письменных работ
Обучение началам научного исследования. 2 класс. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Сопоставлять, различать, производить одновременное сравнение, определять последовательность. Формировать умения элементарного обобщения. Определять и объяснять понятия. Расшифровать данное родовое понятие
Обучение началам научного исследования. 2 класс. Отвечать на вопросы. Накапливать опыт прямого доказательства. Видеть противоречия. Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов. Ориентироваться в структуре учебника. Соблюдать правила пользования библиотекой. Отвечать на вопросы по тексту. Владеть основными видами письменных работ.
А.И. Савенков «Методика организация игр по исследовательской деятельности с младшими школьниками», «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» Л.В. Ляхова «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Вопросы Уточняющие Верно ли… Надо ли.. Должен ли.. Правда ли.. Восполняющие Где? Когда? Кто? Почему? Как?
Умение видеть проблемы Посмотрите на мир чужими глазами Представьте, что вы капелька воды, редкий цветок на лугу, камешек на дороге Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования кирпича (газеты, кусочка мела)
Выдвигаем гипотезы «Давайте вместе подумаем: «Почему летом снег в горах не тает?» «Почему весной появляются почки на деревьях?» «Как птицы узнают дорогу на юг?» «Почему не все птицы улетают осенью?»
Эксперименты (реальные и мысленные ) Реальные опыты с реальными предметами и их свойствами Изучение свойств воды, полезных ископаемых, влияния разных условий на рост и развитие растений…
Этапы исследовательского урока 1. Мотивация 2. Исследование в малых группах 3.Обмен информацией 4. Организация информации, обобщение 5. Рефлексия..Связывание информации. Подведение итогов
самостоятельное мышление; решение возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыки прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Главная задача учителя стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину
Исследовательские умения видеть проблему; – задавать вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определения понятиям; – классифицировать; – наблюдать; – проводить эксперимент; – делать выводы и умозаключения; – структурировать материал; - корректно полемизировать с докладчиком на конференции; – аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Задачи программы: 1. Развитие познавательных способностей и потребностей младших школьников. 2. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. 3. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. 4. Воспитание у учащихся ответственности за проведение индивидуального исследования. Предлагаемая программа рассчитана на реализацию общеинстеллектуального направления развития личности в условиях внеурочной деятельности с детьми 1 классов, особенностями развития которых является потребность в познавательной деятельности, активность. Объём курса 33ч из расчета 1 ч в неделю.
№ Наименование тем Количество часов Примеча- ния 1 класс Тренинг исследовательских способностей 16 часов 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1 2-3 Что можно исследовать? (тренировочные занятия) Как задавать вопросы. Методика проведения самостоятельных исследований. 2 4 Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) 1 5 Учимся выделять главное и второстепенное 1 6 Как делать схемы 1 7 Кратковременный проект «Цифры» 1 8 Презентация исследовательской работы 1 9 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. 1 экскурсия 10 Мини-конференция по итогам экскурсии 1 11-12 Учимся выбирать дополнительную литературу. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») 2 экскурсия 13 Наблюдение как способ выявления проблем Развитие умения видеть проблемы. 1 14 Развитие умения вырабатывать гипотезы.. 1 15 Развитие умений задавать вопросы 1 16 Развитие умений классифицировать. 1
Самостоятельная исследовательская практика 14 часов 16 Что такое определения. Как давать определения понятиям. 1 17 Что такое определения. Как давать определения понятиям. 1 18 Развитие умений и навыков работы с парадоксами 1 19 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. 1 20 Как планировать исследования и проекты 1 21 Как сделать сообщение о результатах исследования Как сделать сообщение о результатах исследования 1 22 Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. 1 23-24 Индивидуальная работа по методики проведения самостоятельных исследований. Экспресс- исследование 2 экскурсия 25-26 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. 2 27 Методика проведения самостоятельных исследований. 1 28 Коллективная игра-исследование. 1 29-30 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. 2 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 часа 31-33 Защита проектов. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч. 3