Презентация на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду». Гаврилова Лариса Вадимовна Воспитатель ГДОУ детский сад №93 Калининского района 2013
Cлайд 2
Обоснование выбора темы. Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Cлайд 3
Подготовка к театрализованной деятельности 1. Выразительное чтение произведения. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. 2. Беседа о прочитанном, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. 3. Просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. 4. Учить детей передавать настроение и характер героев мимикой и движениями. 5. Проговаривание отдельных фрагментов. Фрагменты из произведений используются, как упражнение. 6. Затем всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей» (на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие). 7. Помощь родителей в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов.
Cлайд 4
Для обучения детей использовались следующие технологии: модельное обучение; коммуникативная деятельность; Задачи театрализованной деятельности в младшей группе Задачи театрализованной деятельности в средней группе 1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним; 1. Продолжать формировать умение и воспринимать, действовать в соответствии текста; 2. Воспитывать выдержку, развивать память; 2. Воспитывать внимание, выдержку, память, воображение и фантазию; 3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность); 3. Развивать речь; 4. Развитие умственной и речевой активности; 4. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, используя разные виды театров, элементы костюмов, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест); 5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. 5. Понимать и оценивать поступки героев и выражать отношение к ним; 6. Понимать эмоциональное состояние окружающих людей.
Cлайд 5
Мнемотехника Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания. Мнемодорожки В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки.
Cлайд 6
Примеры мнемодорожки Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы. Часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под дождем. Стало светить яркое теплое солнце, стали таять сосульки (они заплакали), растаяла избушка лисы.
Cлайд 7
Тактильные дощечки Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цели: Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Cлайд 8
Изготовление тактильных дощечек Материал: Набор из 10 – 15 дощечек с разной шероховатостью поверхностей (5 *10 см.) На одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15; Все дощечки должны быть разные на ощупь. - на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха; - на дощечку №2 наклеить наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); - на дощечку №3 наклеить кусочек мягкой ткани (байка, фланель); - на дощечку №4 накапать расплавленный воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; - на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); - на дощечку №6 наклеить спички или маленькие тонкие палочки; - на дощечку №7 наклеить скорлупки от орехов; - на дощечку №8 наклеить фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой; - на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань; - на дощечку №10 наклеить рубчатую ткань (вельвет); - на дощечку №11 наклеить крупу (греча или перловка); - на дощечку №12 наклеить чешуйки от шишек; - на остальные дощечки можно наклеить мелкую крупу, разломанные кусочки палочек, засушенный листочек и т.п.).
Cлайд 9
Этапы работы с тактильными дощечками 1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза. 2. Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать. 3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.). 4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза. Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста. Например: задание «Угадай друзей на ощупь» (тактильные дощечки) Цель: развитие у детей тактильной памяти. Ход. Воспитатель предлагает детям потрогать дощечки, узнать, кто живет «в домике» (см. методику работы с тактильными дощечками)
Cлайд 10
Обыгрываем потешки «Кисонька- мурысонька, с кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна не ешь одна». Собака: «Не плачь, зайчик! Я твоему гору помогу». «Раз, два, три, четыре, пять барабаню я опять». «Трень, брень, гусельки, золотые струнушки!»
Cлайд 11
Наши первые шаги Сказка «Колобок» Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Волк: «Колобок, колобок я тебя съем!» Лиса: «Садись, колобок, на мой носок, да пропой еще разок !»
Cлайд 12
Сказка «Волк и семеро козлят» Коза: «Ох, козлятушки, остаетеся вы без матушки. В огород иду за капустою может волк прийти, сердцем чувствую! Вы на 7 замков закрывайтеся лишь на голос мой откликайтеся!» Козлята: «Не волнуйся, мамочка, будет все в порядке!» Коза: «Пейте, дети, молоко будете здоровы!» Волк: «Отворите поскорей мамаше дверь! Козлята: «Твой голос на мамин совсем не похож. Ты голосом толстым фальшиво поешь!»
Cлайд 13
Настольный театр «Репка» Дидактическая игра «Разложи по порядку». Театр матрешка.
Cлайд 14
Сказка «Репка» «Тянут – потянут, и вытянули репку!» «Уродилась репка вкусная и крепкая!» «Едем, едем мы домой на машине грузовой. Урожай собирай и на зиму запасай!»
Cлайд 15
Мнемотаблицы В средней группе использую в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития Для среднего возраста можно использовать таблицы на 9 клеток (3х3) и на 16 клеток (4х4), ). Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Мнемотаблица. Сказка « Аленушка и лиса». Пошла однажды Аленушка в лес и заблудилась. Забралась на большое дерево, сидит дрожит. Бежит мимо медведь, испугалась его Аленушка, не пошла с ним домой. Бежит мимо волк, и с ним Аленушка не пошла домой — испугалась. Бежит мимо лисичка-сестричка, села лисе на спину, та ее и доставила к дому. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Cлайд 16
Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок» 3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка- квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса, волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. 4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?» Чтение произведения до таблицы 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: - дом, - крыша, - волк, - хвост пушистый у лисы, - медведь, - заяц, - лягушка.
Cлайд 17
Мнемотаблицы Сказка «Рукавичка» Сказка «Заюшкина избушка» Сказка «У страха глаза велики» Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Сказка « У солнышка в гостях» Сказка «Коза-дереза»
Cлайд 18
Виды театров Театр «Варежка» «Пальчиковый театр» Театр «Матрешечка» «Настольный театр»
Cлайд 19
Виды театров Фланелеграф «Конусный театр» Сказка «Маша и медведь» Сказка «Красная Шапочка»
Cлайд 20
Репетиция
Cлайд 21
Репетиция
Cлайд 22
Марионетки»
Cлайд 23
Покачивая вагой из стороны в сторону, кукла (марионетка) приходит в движение; Управляют куклой неторопливо, избегая лишних движений, не дергая; В диалоге движется та кукла, которая говорит; Кукла держится вертикально во весь рост; Бережно относиться к куклам; Основные правила кукловождения. Система работы с куклами. Знакомство с куклой; Подготовка к кукловождению (упражнения для пальчиков, рук и на разные виды мыщц, умение владеть своим телом); Работа над выразительностью речи; Координация речи с движением (игры – импровизации с куклами и без них, этюды, диалоги). 5. Выступление.
Cлайд 24
Знакомство с куклой. Вначале использовала самые простые куклы – прыгунчики. Показала как привести куклу в движение. Обращала внимание на то, как кукла передвигается. Обучила детей простым движениям: передвижением куклы по полу, умению куклой забраться на предмет, посадить куклу… По мере усвоения перехожу к более к сложным марионеткам.
Cлайд 25
Два веселых гуся. Жили у бабуси два веселых гуся, Один серый, другой белый, два веселых гуся, Вытянули шеи у кого длиннее, Один серый, другой белый, два веселых гуся. Куклы – неваляшки. Мы милашки куклы – неваляшки. Куклы – неваляшки яркие рубашки. Не спим, не сидим, и ложиться не хотим, Днем и ночью мы стоим, очень весело звеним.
Cлайд 26
«Дрессированные собачки». «К нам пришли пингвины…» Сказка «Лиса и заяц». Сказка «Утенок и цыпленок».
Cлайд 27
Выступление Дипломанты детского музыкального творчества, посвященного 75 – летию Калининского района. Выступление страусят Страусята очень лихо, тоже могут танцевать, Только вы сидите тихо, а то могут убежать!
Cлайд 28
Список литературы Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» Ярославль: «Академия Развития», 1997. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2007. Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998. Г.П. Иванова «Театр настроений»- М.: «Скрипторий 2003», 2006.