СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Cлайд 2
Базовые документы: Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ № 43
Cлайд 3
В качестве базовых вводятся понятия: Компетентность – свойство личности; Компетенция – содержание образования; Универсальные учебные действия (УУД); Универсальные учебные умения (УУУ). В предметной области «Филология» базовыми являются УУД, связанные с формированием коммуникативности, а также получением и обработкой информации из любого текста.
Cлайд 4
Все результаты образования в соответствии с ФГОС мыслятся в трёх сферах: предметные (достижения в предмете); метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); личностные (достижения как результат аксиологического и антропоцентрического подходов).
Cлайд 5
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Cлайд 6
Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Cлайд 7
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации
Cлайд 8
На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. С.Маршак Понимание многоступенчато. Первая ступень – это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст.
Cлайд 9
Собрать рассыпанные тексты Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был. Понятия, слово, человеку, свои, другому, чтобы, дано, чтобы, для того, свои, сообщать. М.В.Ломоносов
Cлайд 10
Выделение главной мысли Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль. Старик моряк говорил о море. - Море бывает щедрым, - сказал он. - Бывает оно печальным, - сказал он. - Бывает жестокосердным, - сказал он. - Бывает оно отчаянным, - сказал он. -Море бывает разным, - сказал он. Чистым бывает и грязным, -сказал он. Таинственным и раскрытым, Могучим, ворчливым, сердитым.. Море – как человек! Расул Рза
Cлайд 11
Учим прогнозированию Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова Невероятно Ни при каких обстоятельствах.
Cлайд 12
Расшифровать предложение Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут.
Cлайд 13
В поисках мудрости Английская сказка «Философ и лодочник» Догадайтесь, что за вопрос задал лодочник и что случилось потом.
Cлайд 14
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ
Cлайд 15
1.Что объединяет следующие слова, и какое из них лишнее? Очки, каникулы, ножницы, санки. Все существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки, которое многозначно (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте. Во 2-м значении существительное изменяется по числам).
Cлайд 16
2. Загадки - шутки. -Чашки все еще грязные? – спросила мама. Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (Они вымыты).
Cлайд 17
Шарады. Корень мой находится в снегу, В подставке я приставочку найду. Суффикс мой вы в чайнике встречали. Весь же я – в лесу и на поляне.
Cлайд 18
.Задуманы слова разных частей речи с окончанием –а. Какие? Дети называют части речи, приводят примеры (существительное женского рода: лисица, мужского рода: юноша, глагол прошедшего времени женского рода: зазвенела, местоимение 3-го лица единственного числа, женского рода: она). Такие задания помогают глубже вдуматься в структуру слова, устанавливать внутрипредметные связи. Дети доказывают, убеждают, что вносит оживление в уроки.
Cлайд 19
Ученики читают текст и подбирают свою концовку (побудительное предложение). Хлеб – всему голова. Когда хлеба вдоволь, работа идет хорошо, люди живут весело. Вырастить хлеб очень трудно. Нужно вспахать землю, посеять зерно. Осенью нужно убрать урожай. Потом зерно свезти на мельницу. Вкусно пахнет свежим хлебом из булочной утром. На доске даны два предложения: Все на уборку хлеба! Больше хлеба стране. Какое из них подойдет? Возникает спор. Ученики не согласны с такой концовкой – смысл другой. Такие задания развивают активность, умение думать, анализировать, доказывать.
Cлайд 20
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
Cлайд 21
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ - ЭТО РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА – ВЫДВИЖЕНИЕ ТЕКСТА В КАЧЕСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ШИРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ В 5-9 КЛАССАХ; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТОВ ( план, тезисы, схемы, таблицы и т.д.) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫХ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ, ФОРМИРУЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С КНИГОЙ; ОБУЧАТЬ АНАЛИЗУ ТЕКСТА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА СМЫСЛОВУЮ ЦЕЛЬНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛЕСООБПАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ; УЧИТЬ ПИСЬМЕННОМУ ПЕРЕСКАЗУ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, СОЗДАВАТЬ И РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ. БОТУ С ТЕКСТОМ
Cлайд 22
Таким образом, основные идеи ФГОС в предмете «русский язык» - это Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык»
Cлайд 23
Системно-деятельностный подход «Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)