ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Смолякова Н.А. учитель русского языка и литературы. МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Cлайд 2
Цель: Внедрить и апробировать технологию творческих мастерских на уроках русского языка и обосновать ее эффективность по формированию исследовательских навыков учащихся.
Cлайд 3
Задачи: изучить и проанализировать теоретическую базу по проблемам развития исследовательских навыков учащихся и реализации технологии «Творческая мастерская апробировать технологию творческих мастерских на уроках русского языка в 6-9 классах с целью развития исследовательских навыков учащихся; разработать систему показателей, отражающих эффективность технологии «Творческая мастерская» как средства развития исследовательских компетенций на уроках русского языка; разработать методические рекомендации по распространению результатов исследования.
Cлайд 4
Предмет – влияние технологии «Творческая мастерская» на развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках русского языка. Объект – развитие исследовательских компетенций учащихся в образовательном процессе.. Гипотеза исследования: использование технологии «Творческая мастерская» на уроках русского языка позволяет эффективно осуществлять формирование исследовательских компетенций учащихся. Предмет. Объект. Гипотеза.
Cлайд 5
Ожидаемые результаты 1. Сформированность исследовательских компетенций учащихся: умение формулировать проблему в тексте; умение формулировать цели и задачи; умение выдвигать гипотезу; умение отбирать информацию; умение формулировать выводы; умение представлять результаты. 2. Методическое обеспечение деятельности по проекту.
Cлайд 6
Сроки и этапы реализации проекта Проект долгосрочный 1 этап – Погружение в проектную деятельность. 2 этап – Организация деятельности и внедрение опыта. 3 этап – Диагностика и анализ результатов проекта. Презентация.
Cлайд 7
Технология «Творческая мастерская» Мастерская - это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Cлайд 8
Методические приемы Индукция – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, текста, решения, рисунка, проекта. Социоконструкция – построение этих элементов группой. Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Разрыв – внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственных мыслей и чувств.
Cлайд 9
Содержание деятельности по проекту
Cлайд 10
Критерии и показатели результативности 1. - Умение формировать проблему в тексте. 2. - Умение формулировать цели и задачи. 3.- Умение выдвигать гипотезу. 4. - Умение отбирать информацию. 5. - Умение формулировать выводы. 6. - Умение представлять результаты.
Cлайд 11
Литература: Соколова Э. С. Педагогические мастерские Франция-Россия. - М.: Новая школа, 1997. Амфилохиева М.В. Традиции и новации в преподавании литературы. - Санкт-Петербург, Паритет, 2003. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские - М., ЦГЛ,2006 Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса.Методическое пособие.- СПб.: Речь,2008 Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы 20.11.2003 №2-34-20. Современная психология: Справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация кандидата педагогических наук:— Красноярск, 2005.