ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ ОТРУБЕННИКОВОЙ ЖАННЫ ИВАНОВНЫ МОУ ОКТЯБРЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ по теме: целевая воспитательная программа «НАШИ ИСТОКИ» /составлена по программам по гражданскому воспитанию в общеобразовательных учреждениях РФ/
Cлайд 2
«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН». Н.А.НЕКРАСОВ
Cлайд 3
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ: От воспитания гражданина своей страны к формированию гражданского общества и к построению правового государства.
Cлайд 4
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКУ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ЮРИДИЧЕСКИ, СОЦИАЛЬНО, НРАВСТВЕННО И ПОЛИТИЧЕСКИ ДЕЕСПОСОБНЫМ. Гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности.
Cлайд 5
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА 2009-2011 ГОДЫ Наименование Программы Основания для разработки Государственный заказчик Основные разработчики Цели Программы Задачи Программы Блочное направление Программы Сроки и этапы реализации Программы Ожидаемые результаты Основные принципы Программы
Cлайд 6
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ Разрыв между теорией и практикой – обучение демократии и правам человека при повсеместном нарушении этих принципов в реальной жизни, т.к. существует низкая политическая и правовая культура (слаба роль судебной ветви власти, мало примеров защиты прав человека…) Недостаточное внимание к проблемам воспитания (на первом месте по-прежнему остается обучение), финансируется воспитание в районе по остаточному принципу, специалисты сокращаются в первую очередь из среды вожатых, воспитателей. Нарастание бездуховности, социального расслоения, социальной незащищенности граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах СМИ.
Cлайд 7
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВОДИТ? Рост подростковой преступности; Беспризорность Безнадзорность Наркомания Снижение общей культуры молодежи Усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.
Cлайд 8
ЦЕЛИ: Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе; Формирование гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности
Cлайд 9
ЗАДАЧИ: Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности; Способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; Сохранение исторической преемственности поколений Развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; Формирование гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе Индивидуализация воспитания; Ликвидация правовой безграмотности и формирование правовой культуры членов детской организации и всех учащихся школы.
Cлайд 10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Обоснование Проблемы Нормативно-правовая база Компетентностный подход в гражданском образовании РФ Развитие гражданского воспитания за рубежом Формы работы План деятельности по блокам Программы
Cлайд 11
Модернизация системы образования в России в XХI веке ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.
Cлайд 12
ПРИОРИТЕТ В ОБРАЗОВАНИИ ОТДАЕТСЯ ВОСПИТАНИЮ, КОТОРОЕ ДОЛЖНО СТАТЬ ОРГАНИЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ В ОБЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Cлайд 13
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Концепция модернизации до 2010 года «О гражданском воспитании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации». Письмо 15.012.2003 года № 13-51-08/13. «О повышении воспитательного потенциала в образовательном учреждении». Письмо министерства образования и науки РФ от 02.04.2002 года. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования». Письмо министерства образования России от 15.12.2002 года № 30-51-914/16
Cлайд 14
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ Гражданские компетенции Учебно-познавательная Общественно-политическая и правовая Социально-экономическая Морально-нравственная
Cлайд 15
КОМПЕТЕНЦИИ- ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, А ТАКЖЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ.
Cлайд 16
ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОТРАЖЕН ТАКОЙ ВИД ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НЕ СВОДИТСЯ К ЗНАНИЕВО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ КОМПОНЕНТУ, А ПРЕДПОЛАГАЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ, ВЫПОЛНЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, КОМПЕТЕНЦИЙ.
Cлайд 17
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Во всех европейских странах разработаны программы по гражданскому воспитанию. Гражданское образование вводится в содержание школьного курса в качестве отдельного предмета или факультатива. Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, которые помогают учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.
Cлайд 18
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВСЕХ ПРОГРАММ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИДЕИ НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВЫ МИРА, ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В ДУХЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ЗАКОНАМ, ЛЮБВИ К СВОЕЙ РОДИНЕ.
Cлайд 19
ФОРМЫ РАБОТЫ Беседы Встречи с интересными людьми, ветеранами Конкурсы Посещения музеев и выставок Праздники, в т.ч. семейные Коллективные творческие дела Викторины, акции, диспуты, игры Устные журналы, лектории Часы общения Консультирование Мероприятия Анкетирование
Cлайд 20
ТЕЗАУРУС /СЛОВАРЬ/ Литература Оглавление Приложения
Cлайд 21
ВЫХОД ИЗ ПРОГРАММЫ Сформированность гражданственности как личностного качества у учащихся. Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания. Изменение социальной и гражданской позиции учащихся. Определение системы дальнейшей деятельности по гражданскому воспитанию учащихся.
Cлайд 22
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - Наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни, в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. Уважение и доверие к государственной власти. Способность выполнять свои обязанности.