Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР
Cлайд 2
Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *
Cлайд 3
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *
Cлайд 4
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *
Cлайд 5
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *
Cлайд 6
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *
Cлайд 7
Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *
Cлайд 8
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *
Cлайд 9
Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *
Cлайд 10
Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *
Cлайд 11
Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Cлайд 12
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *
Cлайд 13
Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Cлайд 14
Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *
Cлайд 15
Деятельность обучающихся *
Cлайд 16
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии *
Cлайд 17
Педагогические технологии системно-деятельностного подхода Группа технологий Педагогические технологии СДП 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации 2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Проблемное обучение Технология критического мышления 3. Педтехнологии развивающего обучения Технология полного усвоения Технология развивающего обучения 4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса Групповые технологии Педагогика сотрудничества
Cлайд 18
Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода * деятельностный подход в обучении; задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД; организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.