Поэтапное становление воспитательной системы в современной сельской школе. Панова Н.В. 2008 г.
Cлайд 2
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ. Воспитательная работа по своей сущности является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, обеспечивающих формирование целостной личности. Реализуя функцию деятельности подхода в планировании воспитательной работы, заместитель директора по воспитательной работе обязан: 1) нацелить педагогов на то, что личность развивается в конкретной деятельности, значимой для нее, и не всякие дела, мероприятия способствуют ее развитию; 2) определить возможности и условия социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора того вида деятельности, который отвечал бы их интересам, склонностям; 3) направлять жизнедеятельность учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение; 4) осуществлять творческий подход к планированию системы, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности учащихся.
Cлайд 3
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. С чего начать? 1. Привлечь всех участников учебно-воспитательного процесса к решению общей поставленной цели. («Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой, социально-значимой личности») 2. Наметить ожидаемые результаты. (Образ выпускника школы) 3. Содержание воспитательной цели школы воплощать через модели учеников по ступеням развития. (Модель ученика 1 ступени (5-6кл.), 2 ступени (7-8кл.), 3 ступени (9-11кл.)) 4. Направления деятельности планировать системно, опираясь на ценностные ориентиры тех или иных качеств модели ученика. (каждый семестр вся школа живет и работает по общему ориентиру) Таким образом, воспитательная работа жестко структурирована, имеет место тенденция преемственности, что является показателем системы, а значит эффективности деятельности (процесса).
Cлайд 4
КРИТЕРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать: - проверять планы классных руководителей; - проверять качество проведенных классных часов путем их посещения; - проводить совещания с классными руководителями и учителями-предметниками; - проводить тематические педсоветы и родительские собрания; - контролировать деятельность студии дополнительного образования.
Cлайд 5
Критерии успешности организации воспитательной работы в школе - Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. - Включенность родителей в воспитательный процесс. - Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата. - Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). - Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. - Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. - Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. - Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. - Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. - Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.
Cлайд 6
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ. Методической основой концепции по созданию ВС в нашей школе является 3-ий тип ВС профессоров Колесниковой И.А. и Барышникова Е.Н. - Воспитательная система социальной ориентации. А) Ценности – ОТЕЧЕСТВО. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. РАВЕНСТВО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. ДЕМОКРАТИЯ. Б) Цель воспитания – ЧЕЛОВЕК! Качества: - социально – активный - законопослушный - знающий права и свободы человека - строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия В) Педагогические технологии: - социальное проектирование - КСО (коллективный способ обучения) - ненасильственные коммуникации - профориентация Г) Виды деятельности: - деятельность ДО, объединений, органов родительского и ученического самоуправления; - социально – педагогические тренинги; - организация школьной жизни по тематическим периодам.
Cлайд 7
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Большую роль в становлении воспитательной системы школы играют классные руководители. Примерные критерии и уровень деятельности: Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста; Знание содержания форм и методов воспитания; Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление; Умение планировать внеурочную воспитательную работу; Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся; Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе; Взаимодействие классного руководителя с родителями; Взаимодействие с социальным окружением;
Cлайд 8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЛАНИРОВАНИЯ. Первое - педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал самоанализ. Уровень воспитательной работы должен соответствовать силе установившихся традиций. Второе – конкретность. Преобладать в плане должны конкретные дела. Третье – разнообразие форм. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную работу эмоциональной, интересной для всех. Четвертое – насыщенность. В жизни детского коллектива не должно быть «пустот и остановок». Пятое – вовлеченность. Привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо делом. Это должно стать в школе неукоснительным правилом. Шестое – гласность и отчетность – составные части планирования. Седьмое – опора на связь с семьей. План становится более целенаправленным, когда зам.директора по ВР связан с родителями. Восьмое – план должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности.
Cлайд 9
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Программа «Память» - патриотическое воспитание; Программа «Школа-территория здоровья» - оздоровительная деятельность; Программа «Мир искусства» - художественно-эстетическое воспитание; Программа «Друзья природы» - экологическое воспитание; Программа «Я+ТЫ=МЫ» - самоуправленческая и соуправленческая деятельность;
Cлайд 10
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. В основе любой педагогической технологии лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату. Технология КТД (коллективные творческие дела); Деловая игра («Выборы председателя ДО»); Шоу-технологии (театрализованные представления); Групповые технологии (интеллектуальные игры, дискуссионные качели).
Cлайд 11
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Тесное сотрудничество с родителями – залог успеха в вопросах обучения, воспитания, организации учебной и внеурочной деятельности. Формы работы с родителями: Общешкольное родительское собрание (2 раза в год); Родительский комитет школы (1, 3, 5 семестры); Попечительский совет (по мере необходимости); Совет профилактики правонарушений (1, 3, 5 семестры); Совет отцов (2, 4, 6 семестры); Индивидуальная работа с родителями (в течение года); Привлечение родителей в общественную жизнь школы (в течение года).
Cлайд 12
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Взаимодействие с другими организациями по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Cлайд 13
ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД. Построение воспитательной системы невозможно без анализа деятельности. При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим: - не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребенком; - рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть; - учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров; - обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.