Личностно-ориентированное обучение. Тематический педагогический совет МОУ Большесельская средняя общеобразовательная школа 15 декабря 2010 года Подготовила заместитель директора по УВР Г.Н. Привалова
Cлайд 2
Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.
Cлайд 3
Задача школы Обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.
Cлайд 4
Личностно-ориентированное обучение Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения
Cлайд 5
Личностно-ориентированное образование это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Cлайд 6
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный
Cлайд 7
Особенность личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей
Cлайд 8
С этой целью: разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
Cлайд 9
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) Педагогика сотрудничества («проникающая технология») Педагогические технологии адаптивной школы
Cлайд 10
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технология уровневой дифференциации
Cлайд 11
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Технология индивидуального обучения Коллективный способ обучения
Cлайд 12
Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах: -в организации самого урока и деятельности на нём; -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём; -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика); -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Cлайд 13
Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция); Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).
Cлайд 14
Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Cлайд 15
Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: - приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами; - организация сотрудничества учителя и учеников; - доброжелательность в общении, взаимоуважение; - открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников; - взаимность обратной связи без боязни самовыражения; - содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; - приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции; - взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
Cлайд 16
Какие задания можно использовать Задания на создание возможностей для самоопределения Задания на «включение» самореализации Задания, ориентированные на совместное развитие школьников