Формы работы классного руководителя с семьёй Автор: учитель начальных классов МОУ "СОШ с. Ездочное" Лягуша И.В.
Cлайд 2
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Cлайд 3
Виды приглашений на родительские собрания Приглашение Уважаемые родители! Если Вас интересует тема «Воспитание детей в современной семье», приходите на родительское собрание, и Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к детям. Классный руководитель ________________ Приглашаю Вас к диалогу ___________________ числа У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути решения на родительском собрании. С уважением, классный руководитель ______________
Cлайд 4
Правила подготовки классного родительского собрания Каждое родительское собрание должно иметь конкретную воспитательную тему. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время План родительского собрания должен быть известен Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным Не следует превращать родительские собрания в место критики матерей и отцов "трудных" учащихся Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просить поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей Разнообразить форму проведения родительских собраний, организуя встречи со специалистами, вечера вопросов и ответов, «круглые столы» с участием учителей-предметников, обзор новой педагогической литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания
Cлайд 5
Родительские университеты
Cлайд 6
Конференции Тематика родительских конференций: ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего он зависит? игра в жизни ребенка права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме культура общения с компьютером книга и ее роль в жизни семьи вредные привычки и как с ними бороться уже не дети, ещё не взрослые половые различия и проблемы пола причины детских суицидов
Cлайд 7
Тематические и индивидуальные консультации Требования к проведению консультации: проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя проблема хорошо известна классному руководителю и рассматривалась им с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказывать свое мнение и свое отношение к проблеме участники консультации должны быть компетентны в решаемой проблеме консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере сначала необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя. консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону. результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей
Cлайд 8
Тренинги Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение
Cлайд 9
Беседы Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями терапевтический момент начать разговор о ребенке обязательно с хорошего терпеливо выслушать родителя корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций, скажите о недостатках школьника, что смущает сегодня учителей в его характере и поведении с учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности беседа завершается этическим моментом
Cлайд 10
Родительский ринг Предварительная подготовка к родительскому рингу изучение проблемного поля воспитательных затруднений родителей и педагогических запросов родителей классный руководитель беседует со школьным психологом и социальным педагогом, которые могут предложить ситуации для обсуждения, связанные с проблемами в школе, в параллели и так далее из числа педагогов, работающих в школе, приглашенных специалистов, врача (если это необходимо) создается группа экспертов, которая будет анализировать точки зр6ения родителей на различные проблемы и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации родительский ринг начинается с обсуждения точек зрения на проблемы воспитания в целом, а затем происходит переход к обсуждению конкретных воспитательных ситуаций
Cлайд 11
Участие родителей в работе родительского комитета
Cлайд 12
Формы работы с семьёй дни творчества детей и их родителей открытые уроки и внеклассные мероприятия родительское общественное патрулирование шефская помощь
Cлайд 13
Презентации опыта семейного воспитания в СМИ вечера вопросов и ответов диспут, дискуссия встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями
Cлайд 14
Формы познавательной деятельности общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.
Cлайд 15
Формы трудовой деятельности оформление кабинетов, бла гоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Cлайд 16
Формы досуга совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, сорев нования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Cлайд 17
Семейные праздники и фестивали День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благода рения; Игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Cлайд 18
Как разговорить родителей? Шапка вопросов Викторина Рассказ по картинке Волшебная палочка
Cлайд 19
Шапка вопросов Первый тип – вопрос "формальный" Второй тип – основан на конструкции: "Я думаю то-то и так-то, а вы?" Третий тип – я не знаю: "Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя" и т.д.
Cлайд 20
Викторина Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери
Cлайд 21
Рассказ по картинке рассказать о том, что изобразил ребенок своим рисунком прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера ребенка рассказать о двух самых интересных моментах в рассказе-комментарии своего собеседника
Cлайд 22
Волшебная палочка Первый кон – называются положительные качества Второй кон – называются отрицательные качества Третий кон – в руки дается кусочек мела, родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа – одно из положительных Четвертый кон – нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы Пятый кон – взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам