Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев и др. выделяют три основных тип форм воспитательной работы: Статичные Статично-динамичные Динамико-статичные
Cлайд 3
С.П. Афанасьев предложил использовать зоологическую модель оформления типологии форм работы: Тип – класс – род – семейство – вид -подвид Тип: 1. «статичные»(представление), 2. «статично-динамичные (созидание-гуляние), 3. «динамико-статичные» (путешествия)
Cлайд 4
Анализ форм взаимодействия, содержания и структуры, входящих в каждый тип позволяет вычленить несколько классов: ТИП: представление выделяется три класса: 1. Представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание) 2.Представления-ритуалы (линейка, посвящение в…) 3.Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция)
Созидание-гуляние Ярмарка(народное гуляние) Субботник(трудовая акция) Изготовление выставки, газеты, Подготовка к представлению, Представление в кругу, Ситуационно-ролевая игра, Вечер общения в импровизированном кафе, Продуктивная игра.
Cлайд 9
ЯРМАРКА
Cлайд 10
Ярмарка Свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки(аттракционы). Следует определить специфику аттракциона. Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игры Финал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи
Cлайд 11
ВЕЧЕР ОБЩЕНИЯ В ИМПРОВИЗИРОВАННОМ КАФЕ
Cлайд 12
Вечер общения в импровизированном кафе Вечеринки Посиделки Салон Клуб Прием Ассамблея Предполагаются атрибуты кафе: столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.
Cлайд 13
СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Cлайд 14
Ситуационно-ролевая игра Это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Cлайд 15
Ситуационно-ролевая игра Участники деятельности выполняют функции игроков (в малой игре от 13 до 20 чел., в большой игре от 30 до 300 чел., в игре-эпопее от 100 до 700 чел.) Выполняют роли организаторов-»мастеров игры» Функции зрителей не предусмотрены.
Cлайд 16
Ситуационно-ролевая игра Развивает коммуникативные способности Способствует самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия Стимулирует интерес к познавательной деятельности
Cлайд 17
Ситуационно-ролевая игра Малая игра - от 1 часа до двух Большая игра- от 12 часов до 3 суток Игра-эпопея -одна-две недели Пример ситуационно-ролевой игры на картине В.Сурикова «Взятие снежного городка»
Cлайд 18
СТУДИЯ
Cлайд 19
СТУДИЯ Студия помогает развить умение школьников задавать необычные вопросы и находить неожиданные ответы, экспериментировать с образами и идеями. ЦЕЛИ студии: создать условия для развития творческих способностей школьников; Научить передавать собственные чувства, развить умение понимать чувства других людей; расширить знания участников о чувствах и эмоциях; создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.
Cлайд 20
КАК РАБОТАЕТ СТУДИЯ Рекомендуемая частота занятий - два раза в месяц. Каждое занятие состоит их трех частей: Вводная часть Основная часть Заключительная часть Программа студии рассчитана на семь занятий.
Cлайд 21
Принципы работы студии принцип активности участников: члены студии постоянно включаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют свои чувства и чувства участников; принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на поставленные вопросы; принцип партнерского общения: взаимодействие в студии строится с учетом интересов всех участников, признания ценности каждого из них, равенства позиции, принятия друг друга; принцип «здесь и теперь»: члены студии фокусируют свое сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.
Cлайд 22
Программа занятий: 1-е занятие: «Составление коллажей»— посвящено знакомству, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочения группы. 2-е занятие—: «Что там, за закрытой дверью?»посвящено дальнейшему сплочению группы, обучению навыкам конструктивного общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к пониманию других людей. 3-е занятие: «Выражение своих чувств через костюм» - посвящено расширению знаний участников об эмоциях, развитию способности безоценочного принятия других людей, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтению их у других людей. 4 занятие: «Какой есть запас слов, чтобы выразить то или иное чувство» - посвящено расширению знаний участников о чувствах. 5-е занятие: «Интуиция своя» - посвящено развитию интуиции, способности чувствовать другого человека, развитию способности мыслеобразования. 6-е занятие: «Выражение своих чувств через песню» - посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем. 7-е занятие: «Я становлюсь автором» - посвящено развитию своих ощущений, чувств, способности передавать содержание и замысел авторов художественных произведений.
Cлайд 23
Роль педагога в активных формах работы Свободное владение учебным материалом и умение использовать его в зависимости от ситуации и категории обучающихся. Высокий уровень учебно-методических умений и навыков; Квалифицированное владение информационными технологиями, Гибкость. Быстрая ориентация, умение в зависимости от текущих задач организовывать самые разные виды работы обучающихся: совместную выработку правил, самостоятельное обсуждение, обмен мнениями, сжатое подведение итогов и т. д.
Cлайд 24
Роль педагога в активных формах обучения Интерес к обучающемуся. Заинтересованное внимание к каждому обучающемуся; Широта. Склонность и умение в обстановке обсуждения свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих; Терпимость. Спокойное восприятие возможных ошибок в фактах и логике рассуждений. Конструктивность. Умение увидеть за нескладным выражением идей живую работу мысли; Активная работа с культурными источниками и постоянное обновление материалов курса.