К нам на урок пришел гость! Угадайте, кто это. «Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить…искать мать. Тогда хозяин сажал его к себе на колени и совал ему в рот соску с молоком. Он ( наш гость) ничего не понимал в жизни…вот и пытался два дня время от времени задавать грустные концерты… Но на четвертый день наш малыш стал привыкать к теплоте рук человека….Имени своего он еще не знал, но через неделю установил точно, что он ….»
Cлайд 2
Cлайд 3
ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Cлайд 4
Учимся понимать исходный текст МОУ СОШ им. М.И.Калинина Автор: учитель русского языка и литературы Чижова Н.А. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «МОЙ ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ»
Cлайд 5
ЦЕЛЬ УРОКА: - научиться описывать животное; - уяснить жанровые особенности сочинения – описания; - учиться составлять план, отбирать материал к сочинению; - подготовиться к написанию домашнего сочинения
Cлайд 6
ПАМЯТНИКИ СОБАКЕ
Cлайд 7
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ : ОПИСАНИЕ СОБАКИ ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ: СОБАКА – МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ
Cлайд 8
КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ? Рассуждение Описание Повествование КАКОЙ ТИП РЕЧИ НАЗЫВАЕТСЯ ОПИСАНИЕМ? Словесное изображение какого – либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. КАКОВА ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ? Описать предмет, явление так, чтоб читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании
Cлайд 9
КАКОВА КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ? 1. Общее представление о предмете 2. Описание отдельных признаков предмета Авторская оценка, вывод, заключение
Cлайд 10
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. Собака - верный друг и помощник человека 2.Основная часть Мой четвероногий друг (описание собаки) а) кличка; б) порода; в)голова, морда (глаза, уши, нос); г) туловище (размер, шерсть); д) лапы; е) хвост; ж) характер 3. Заключение. Я люблю свою собаку
Cлайд 11
Сравните тексты. Чем они отличаются друг от друга? Он родился от породистых родителей, сеттеров... Но при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер -- гордон должен быть обязательно «черный, с блестящим синеватым отливом -- цвета воронова крыла, и обязательно с четко ограниченными яркими рыже - красными подпалинами». Бим же родился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. В общем с такими разными ушами и подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичной, приметней, может быть, умнее или, как бы сказать, философичней, разумней,, чем у обычной собаки. Все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный. Такая вот беда была у Бима ( Из повести Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Cлайд 12
Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия. Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая. Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода»)
Cлайд 13
Опираясь на план, опишите Бима
Cлайд 14
Исправьте ошибки. Сани Деда мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на нем были нарисованы елочки. Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике. - Как избежать этих ошибок? Прочитайте слова. Как меняется значение слов? Почему? Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки. Составьте со словами ласковый, добрый, умные словосочетание прил. + сущ. Ласковый взгляд Добрый взгляд Умные глаза
Cлайд 15
ИТОГ УРОКА -ЧЕМУ ВЫ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ? -КАКУЮ РАБОТУ ВАМ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ ДОМА? -КАКОЙ МАТЕРИАЛ УРОКА ВЫ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ? ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Cлайд 16
ИСТОЧНИКИ: 2. М. Г. Псалмов «Книга собаковода» 1.Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)