Двадцать четвертое декабря. Классная работа. Сочинение – описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». * * Титаренко Марина Юрьевна Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 3
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения по картине. Задачи урока: познакомиться с художником, его творчеством; научиться правильно и последовательно описывать картину, используя средства лексики. * * Титаренко Марина Юрьевна Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 4
Задание : Рассмотрите репродукцию картины. Что на ней изображено? Какой цвет преобладает? Чем понравилась? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Объясните название. * * Титаренко Марина Юрьевна Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 5
******* Без березы не мыслю России, Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский) ******* И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин) ****** Новый, новый у берёз наряд, Искры, искры, серебром горят. Ветер, ветер заметает след, Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский) ****** В ней столько нежности и силы. Смотрю, восторга не тая. В берёзке - вся моя Россия И песня русская моя. (Г.Шилов) * * Титаренко Марина Юрьевна (Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.)
Третьяковская галерея, Москва. Автопортрет с палитрой, 1934 Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией. Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством. * * Титаренко Марина Юрьевна
В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. * * Титаренко Марина Юрьевна Титаренко Марина Юрьевна
И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года : “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. * * Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 15
План 1. Художник и его картина. 2. Солнечное февральское утро. 3. Гимн берёзам. 4. Тени на снегу. 5. Моё отношение к картине. * * Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 16
Рабочие материалы - шпаргалки Художник = пейзажист = автор = создатель полотна. Полотно = картина = репродукция. Изобразил = показа = нарисовал Общая цветовая гамма. Основные краски, оттенки, полутона: Лазоревое небо, ярко-синее, безоблачное; глубокие синие, светло-синие, бирюзовые, желто-голубые оттенки неба. Жемчужные берёзы, белоснежные; белизна и золото березового ствола, серебристый ствол. Коралловые ветки, ярко-красные. Сиреневый снег, розоватый, беловато-розовый, снег кажется хрустальным, сине-сиреневые тона. Сапфировые тени, синие или зелёные. Горизонт, берёзовая роща, прозрачный, пронизанный светом лес, красновато-коричневая масса. * * Титаренко Марина Юрьевна Титаренко Марина Юрьевна
Cлайд 17
Домашнее задание 1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 2. Индивидуальное: Увидеть зимний куст или дерево, сфотографировать его и дать своей фотографии название. * * Титаренко Марина Юрьевна