Использование деятельностного подхода на открытых уроках по математике 2011-2012 уч. год РМО учителей математики и информатики Щербакова Т.П.
Cлайд 2
Жан Пиаже
Cлайд 3
Признание своего незнания , а не программные знания – вот ключ к обучению действием. Рег Реванс
Cлайд 4
Уровни обучения
Cлайд 5
Уровни обучения
Cлайд 6
Спираль развития компетентности
Cлайд 7
Дэвид Колб Цикл обучения Д. Колба
Cлайд 8
Пирамида обучения
Cлайд 9
Цель школьного образования Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика 1)самостоятельно ставить учебные цели,2) проектировать пути их реализации, 3)контролировать и 4)оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Cлайд 10
Два подхода к обучению Педагогический – Ученик должен выучить определенный учебный материал Психологический – Ученик должен научиться осуществлять деятельность
Cлайд 11
Принципы деятельностного подхода Деятельность преподавателя заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний. Усваивать знания можно, только оперируя ими
Cлайд 12
Моделирование обучаемого Работа по определению целей , содержания обучения, разработке систем контроля
Cлайд 13
Моделирование обучаемого- наши знания об обучаемом Первоначальная модель - знания о том, каков обучаемый есть в настоящий момент; Текущая модель - знания о том, каким мы хотим видеть обучаемого на определенном этапе обучения; Нормативная модель - это знания о том, каким мы можем увидеть обучаемого в ходе обучения.
Cлайд 14
Модель ошибок В ходе учебной деятельности обучаемые могут ошибаться . Модель ошибок проектируется заранее. Работа преподавателя по определению возможных ошибок обучаемых.
Cлайд 15
Предметная модель обучаемого Разработка предметной модели - начало внедрения деятельностного подхода.
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Методики, ориентированные на действия методика дидактических задач методика изучения частного случая методика направляющего текста
Cлайд 19
Методика дидактических задач Информация. Формирование цели и дидактических задач. Планирование. Возникает информационный дефицит. Принятие решения. Планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Выполнение. Воплощение запланированного в конкретные действия. Контроль. Этап контроля решения. Оценка. Оценка решения дидактической задачи.
Cлайд 20
Методика изучения частного случая Постановка проблемы. Цель : уметь видеть и осознавать проблемы. Информация. Цель : уметь находить информацию. Исследование(планирование).Цель:поиск различных возможностей действия. Принятие решения. Цель: выбрать одну из найденных возможностей действия. Дискуссия.Цель:защитить перед классом свое решение. Сверка с оригинальным решением. Цель: сравнение с оригинальным решением. Оценка.
Cлайд 21
Методика направляющего текста Знакомство с поставленной задачей. Учитель поясняет, как работать с информационными и направляющими текстами. Теоретическая работа. Учащиеся начинают работать с теорией. Анализ теоретической работы. Педагог проверяет достаточную базу знаний для выполнения практической деятельности. Планирование. Учащиеся планируют свои шаги по решению задачи. Педагог консультирует. Исполнение и контроль. Выполнение учащимися практической деятельности. Оценка и заключение. Оценивание через самооценку.
Деятельностный подход на уроке Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Cлайд 25
Интерактивный урок по принципам Колба 1. Мотивация и объявление новой темы — 10 % времени от общей длительности урока; 2. Закрепление (повторение) пройденного — 20 % времени от общей длительности урока; 3. Изучение нового материала — 50 % времени от общей длительности урока; 4. Оценивание — 10 % времени от общей длительности урока; 5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10 % времени от общей длительности урока.
Cлайд 26
Технология деятельностного подхода 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Постановка проблемы. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
Cлайд 27
Реализация деятельностного подхода в обучении математике посредством учебных задач Уравнения и неравенства с параметрами (Котцова О.В., 10А класс) Разложение многочленов на множители способом группировки (Фофанова Е.А., 7А класс) Преобразование рациональных выражений (Щербакова Т.П., 7Б класс) Программное обеспечение (Комарова М.В., 7А класс)
Cлайд 28
Декада математики и информатики Международный конкурс-игра «Кенгуру» 10 лет