МОУ СОШ № 42 г. Белгорода Осуществление системного подхода к формированию мыслительных умений и навыков в процессе преподавания физики. Серова О. Н. учитель физики
Cлайд 2
Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений и навыков в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося. Задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы управления деятельностью по развитию мышления учащихся на уроках физики в современной школе 2. Обосновать систему развития мышления учащихся, изучив взаимосвязи целей, средств и результатов обучения в реальном процессе современной школы. 3. Теоретически обосновать технологию управления деятельностью по развитию мышления учащихся на уроках физики. 4. Определить методические условия оптимального соответствия содержания учебного материала и организации деятельности учащихся на уроках. 5. Разработать пути развития мышления учащихся на уроках физики, доказав необходимость методики построения занятий в зависимости от цели учебной деятельности. 6. Определить этапы и уровни развития мышления учащихся в зависимости от их индивидуально-личностных особенностей.
Cлайд 3
Под мыслительной деятельностью понимается выполнение учащимися мыслительных операций: Анализ Синтез Сравнение Обобщение Классификация Систематизация Абстрагирование Конкретизация
Cлайд 4
Для повышения интереса учащихся на уроке физики применяются: индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний; эмоционально окрашенный фон занятий; включение эффектных опытов; знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений; всемерное использование наглядных пособий развивающего типа.
Cлайд 5
ЦЕЛЬ: развитие мышления учащихся ЗАДАЧИ развитие у учащихся мыслительных операций развитие у учащихся информационных умений мотивация учащихся к активной, осознанной учебной деятельности база решения теоретическая практическая психолого- педагогические основы методологи- ческие основы дидактические принципы учебный материал общеучебные умения Процесс обучения ФОРМЫ МЕТОДЫ СРЕДСТВА Урок, основанный на информационно-деятельностном подходе Система домашних заданий с применением ИКТ, напрвленных на развитие мышления Эвристическая беседа Информационная и мыслительная деятельность под руководством учителя Самостоятельная деятельность учащихся Различные источники информации и задания к ним Инструкции для учащихся по осуще- ствлению мыслительной и информа- ционной деятельности Карта самоанализа деятельности учащегося на уроке
Cлайд 6
Cлайд 7
Учебно-практическое занятие Строится из этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний инструктажа, оформление практических работ, оформление результатов наблюдения. Оно преследует цель - на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы, вооружает разнообразными способами деятельности. В течение всей работы я внимательно слежу за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях прихожу им на помощь.
Cлайд 8
Уроки-соревнования Это прием введения в учебные занятия по физике элементов игры. Они основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки - соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе.
Cлайд 9
Уроки- конкурсы В конце года, когда учащиеся уже устали, провожу уроки-конкурсы. Посвященные рассказам об ученых. Они проходят очень интересно и надолго запоминаются учащимся. Класс разбиваю на группы и даю неделю на подготовку. Каждая группа должна узнать больше о жизни и деятельности ученых, интереснее придумать кроссворд, выпустить физическую газету, сделать доклад. Вид деятельности учащиеся выбирают сами. Указываю литературу и примерный перечень ученых. Все учащиеся группы получают «пятерки». Эта редкая для них и в общем незаслуженная удача превращается в стимул к занятиям. Уже на следующем уроке учащиеся стараются подтвердить свою оценку другими способами.
Cлайд 10
Физический практикум в 10 -11 классах Здесь особенно проявляются сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Коллектив из 4 человек проводит эксперимент, описывает его и анализирует. У ребят общая цель, потребности, интересы. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности. В процессе такой работы обязательно выделяется лидер, осуществляет руководство, распределяет задания по наблюдению. фиксированию результатов, анализу материала наблюдений. Каждый ученик является равноправным членом микроколлектива, заботящимся о достижении лучших результатов. Он проявляет внимание и заботу о своих товарищах. Тот кто хорошо понял материал, приходит на помощь затрудняющемуся.
Cлайд 11
Урок-семинар В старших классах более эффективным считаю проведение уроков-семинаров. Так, например, при изучении темы «Электрические заряды» и «Электрическое поле» к семинару были подготовлены приборы, необходимые для постановки опытов. К каждому вопросу готовились по двое учащихся: один сообщал теоретический материал, второй выполнял демонстрационный эксперимент. После своего сообщения докладчики обращались к одноклассникам, предлагая им объяснить увиденные опыты. Роль учителя в этом случае сводится к дополнению и обобщению материала, а так же оценке выступлений не только докладчиков, но и всех участников семинара.
Cлайд 12
Cлайд 13
Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путем разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. В активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении физики особенно велика роль эксперимента, который отражает научный метод исследования. Существует два основных вида физического эксперимента: демонстрационный и лабораторный.
Cлайд 14
Решение задач Учащиеся заводят тетрадь с формулами, которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для расчета, единицы измерения, производные этих единиц. Я не требую от учащихся знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые дети со временем запоминают и применяют. Прочитав условие задачи, учащийся «подсматривает» в справочник, ищет название величины, пишет букву. Которой она обозначается, формулу. Иногда искомая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу «законы математики»: как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.
Cлайд 15
Мыслительные операции Анализ и синтез Классификация Конкретизация Обобщение Систематизация Задания с применением ИКТ Создание разного вида презентаций по заданной теме; создание синтез-таблиц Сравнение учебного материала по какой-либо теме, Изложенного на разных учебных сайтах Создание презентаций-классификаций по какой-либо теме («Физические приборы», «Физические величины И т.д.) Иллюстрация распространённости какого- либо явления в природе, быту и т.п., способов борьбы с явлением или его использования и т.д. Сравнение Подбор слова или словосочетания, объединяющего представленные на слайде явления, объекты и т.п. Систематизация предложенных учителем рисунков в соответствии со схемой по пройденной теме; систематизация рисунков (фотографий), иллюстрирующих разные этапы какого-либо процесса Задания на развитие операций мышления с использованием ИКТ
Cлайд 16
Задания, направленные на развитие мышления учащихся в процессе работы с разными источниками информации
Cлайд 17
Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится. С целью формирования мыслительных умений и навыков учащихся учитель должен отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.