Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии Подготовила учитель МОУ СОШ №29 Немтырёва Г.Е.
Cлайд 2
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплин Достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода Активно используется положительная стимуляция учения
Cлайд 3
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить: Разноуровневое обучение Коллективное взаимообучение Модульное обучение Технологию проектного метода Игровые технологии Информационно-коммуникативные технологии Технологию сотрудничества
Cлайд 4
Как ключевое звено любой образовательной технологии урок традиционно содержит следующие этапы: Организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; Овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; Усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; Контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания.
Cлайд 5
Этапы организации личностно- ориентированного урока Совместное целеполагание Презентация новых знаний с учетом предпочтений Обратная связь по особой форме Применение и закрепление знаний Обратная связь и коррекция Итоговый контроль Актуализация личностного опыта
Cлайд 6
Совместное целеполагание обеспечивает проявление интересов детей выстраивается, уточняется и согласовывается система ожиданий от урока цикл уроков по теме «Соли» Учитель задает общий вопрос детям: Что каждому из вас было бы интересно узнать о солях? Учитель вызывает детей на диалог и вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы предстоящей темы Результатом является таблица Цели учителя Цели учеников Познакомить учащихся с солями, присутствующими вокруг нас; Подробно рассмотреть классификацию, строение и свойства солей; Научить писать уравнения химических реакций, отражающих свойства солей Узнать о применении солей; Выяснить способы производства солей; Определить пользу и вред для человека
Cлайд 7
Совместное целеполагание цикл уроков «Карбоновые кислоты» кислоты определение состав строение классификация номенклатура изомерия свойства Отдельные представители получение применение
Cлайд 8
Актуализация личностного опыта Дети уже многое знают из личного опыта. Этот опыт нельзя игнорировать, так как в отличие от изученных научных понятий, он часто обладает большей прочностью и вмешивается в рассуждения и умозаключения детей. На этом этапе происходит не только согласование житейского и научного опыта, но и порождение личностных смыслов в рамках изучения учебного материала.
Cлайд 9
Актуализация личностного опыта Учитель задаёт вопросы: Какие соли вам известны? (Поваренная, морская) Где вы с ними сталкивались? (Дома и в природе) Почему, на ваш взгляд, соли носят такое название? Учащиеся выстраивают логические цепочки, обращаясь к собственному опыту (вспоминают вкус поваренной соли) … Учитель помогает детям сделать более правильный вывод. Какую пользу приносят соли и какой вред они могут нанести? Учащиеся работают в парах или группах польза вред Применение в качестве пищевых ингредиентов Для сохранности пищи (консерванты) Антигололёдный компонент Участие в процессе обмена веществ человека чрезмерное потребление соли приводит к отложению солей в организме Антигололёдные средства портят обувь, вызывают сильную коррозию кузова автомобиля
Cлайд 10
Актуализация субъектного опыта учащихся является не только важным элементом личностно-ориентированного урока, но и необходимым условием развития у детей интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности. Соли – это природный продукт, или они созданы человеком? Различие позиций можно использовать для организации учебной дискуссии. Учащиеся имеют определенные знания, но они во многом неполны и несистемны (признаем их как безусловную ценность). Всю последующую работу учитель выстраивает с опорой на выявленное содержание житейского опыта, подводя к принятому в науке выводу. «свойства карбоновых кислот» Учитель просит назвать физические свойства веществ, показывая бутылку с уксусной эссенцией, а затем стеариновую свечу (смесь кислот) В результате диалога выявляются все физические свойства карбоновых кислот (низших и высших). Делается обобщающий вывод. Три разновидности ситуации: 1)актуализация первичного опыта 2)актуализация обогащаемого опыта 3)актуализация закрепляемого опыта
Cлайд 11
Создание ситуации выбора на уроке ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуации выбора присуще следующие черты: Ограничение во времени, т.к. она занимает некоторую часть (этап) урока; Наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения; Предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора; Проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.
Cлайд 12
При проектировании и построении выбора надо учитывать следующие обстоятельства: Готовность учащихся к выбору. Педагогическая целесообразность. Стимулирование учащихся к выбору. Аргументация своего выбора. Определение степени свободы выбора. Успешность деятельности. Защищенность школьников от собственных ошибок. Оценка результатов решения выбранного варианта. В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строить разные ситуации выбора. Их вариативность обусловлена: - Степенью свободы выбора ученика; Формой организации учебной деятельности; Сложностью предлагаемых для выбора заданий; Формой выполнения учебного задания; Степенью самостоятельности действий учащихся; Возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.
Cлайд 13
Создание ситуации выбора на уроке На этапе проверки знаний учитель предоставляет возможность десятиклассникам выбрать один из способов описания строения метана: Самостоятельно С помощью опорной схемы Пользуясь письменным планом ответа. На этапе контрольных мероприятий важно обеспечить выбор различных форм: в виде теста в виде решения задач в виде выполнения творческого задания. Домашнее задание также задается разноуровневое по содержанию и форме.
Cлайд 14
Возможен и целесообразен вариант анализа личностно-ориентированного урока, который можно назвать экспресс-анализом. Его основные характеристики – мобильность, краткость, сосредоточенность на ведущих (основополагающих) признаках. Критерии анализа: Актуализация на уроке субъектного опыта учащихся; Создание на уроке ситуаций выбора и успеха; Введение учащихся в диалог; Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности. Эксперты отмечают в данной схеме наличие или отсутствие этих признаков в деятельности педагога и учащихся на уроке. Предлагаемая модель экспресс-анализа позволяет выразить экспертную оценку и в количественных показателях.
Cлайд 15
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…» Не секрет , что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей!