Беспалова С.Н. , учитель истории и обществознания МОУ «Шильнебашская сош с углубленным изучением английского языка» Тукаевский муниципальный район
Cлайд 2
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Поэтому в преподавании общественных дисциплин в школе важно, чтобы обучающийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории, обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что явно не достаточно в условиях быстро меняющегося современного мира. Необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов. Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин.
Cлайд 3
Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Cлайд 4
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Cлайд 5
Пирамида обучения
Cлайд 6
Таксономия Блума Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Знание (запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории) воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание (преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий) — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) — применяет законы, теории в конкретных ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ (умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура) — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. 5. Синтез (умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. 6. Оценка (умение оценивать значение того или иного материала) — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Cлайд 7
готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае тяжелых затруднений При использовании интерактивных методов на уроке, резко меняется роль учителя. Теперь он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет его общее направление:
Cлайд 8
У обучающихся появляются дополнительные источники информации- книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, для этого необходимо: вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Cлайд 9
Принципы эффективного взаимодействия при интерактивном обучении( по Р.Бернсу) На протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним. Он должен помогать обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучающимся в отдельности. Он должен всегда исходить из того, что у каждого ребенка есть своя внутренняя мотивация к учению. Он должен выступать перед обучающимися как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого обучающегося. Он должен развивать в способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, уметь открыто выражать свои чувства группе, принимать чувства и переживания каждого Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
Cлайд 10
Сотрудничество- это примета нашего времени. Педагогика сотрудничества, разрабатываемая российскими педагогами, позволяет сделать отношения между обучающимися и педагогами более доверительными и гуманными. Педагогика учебного сотрудничества основана на совместной работе обучающихся (интерактивной). Учебное сотрудничество – это не просто взаимопомощь учеников по просьбе учителя. В организации групповой работы много препятствий. Например, менее подготовленные ученики предоставляют более способным возможность выполнять задание, некоторые только формально участвуют в работе группы. Работа в группе может порождать иждивенческие настроения, приучить к несправедливому распределению обязанностей. С другой стороны есть опасность ухода от поиска истины из-за неоправданной веры в авторитеты, появление споров и интриг, мешающих делу.
Cлайд 11
Необходимо создать условия, чтобы сотрудничество было эффективным, давало большие результаты, чем усилия конкурирующих между собой личностей. Среди таких условий: осознанная творческая взаимозависимость членов группы; интенсивное творческое общение между участниками; осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы; регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения её эффективности. Важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены. Для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга.
Cлайд 12
Воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для системы российского образования. Дети чаще вступают в контакт друг с другом. Взрослые заботятся о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультируют и помогают в организации рефлексии.
Cлайд 13
Возможные формы воплощения: 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные. 4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии, 5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала: интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого. 8. Работа с документами: составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум. 10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений, переговоры и медиация.
Cлайд 14
Методики и формы интерактивного обучения Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации. Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями. Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы. Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования. Ассоциативные –опора на ассоциативное мышление. Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному. Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений. Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций. Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.
Cлайд 15
Основные принципы преподавания Основные принципы Комментарии Сотрудничество обучаемых и обучающих Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат. Эффективность стратегии преподавания Применение определенной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса образования к подобному роду взаимодействия. Применяемые на уроке методы определяются целями, особенностями и уровнем подготовки обучающихся, способностями и интересами преподавателя. Стратегия преподавания должна быть целесообразной Метод должен работать на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: «Почему занятие будет построено именно так, а не по- другому»? При использовании любого метода следует соразмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами. Интересный методический прием может оказаться не оправдано энергоемким и затратным по времени.
Cлайд 16
Вариативность Не следует слишком часто злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо разнообразие, как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности обучающихся. Она должна быть разнообразна, но это разнообразие не должно быть искусственным. Творческий подход В методике нет застывших догм и окончательных правил. Учитель может выбирать новые формы воплощения, менять алгоритм действий. Наличие алгоритма Необходимо иметь разработанную последовательность использования приемов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов. Демократичность Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях (уважении других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.д.), предпочтение следует оказывать методам, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности каждого учащегося.
Cлайд 17
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания
Cлайд 18
Вывод Российская образовательная традиция является энциклопедической, большой акцент делается на знаниях. Следует учесть, что применение в учебной практике интерактивных методов обучения, не является поводом к принижению знания, обеднению содержания образования легким и поверхностным материалом. Знания предоставляются в такой форме, которая приведет к личностной самореализации, развитию гражданских компетентностей. Предметный (дисциплинарный) подход вполне совместим с деятельностным, компетентностным. Если в преподавании учебных предметов уделять внимание на применение получаемых знаний на практике, основываясь при дискуссии, ролевой игре и других активных формах деятельности на изучении глубоких знаний и принципов развития общества, можно воспитать информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.
Cлайд 19
Список литературы Активная школа: теория, практика, перспективы. Под редакцией А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас». М., 2005. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской, С. Шехтера. При участии А. Иоффе, Ч. Уайта. Межрегиональная Ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас». М., 2005. Гутников А., Пронькин В. Шесть великих принципов. Оценивание на интерактивных занятиях. Граждановедение. №№-23,24, 2003 год. Драйден Г., Вос Д.. Революция в обучении. Издательство ПАРВИНЭ. М., 2005. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М. Просвещение, 1990 г.