ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в условиях реализации ФГОС
Cлайд 2
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Cлайд 3
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Cлайд 4
Педагогические технологии Средство В.Бухвалов, В.Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р де Киффер, М. Майер. Способ В.П. Беспалько, М.А. Чоханов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скинер, С. Гибсон и др. Научное направление. П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер. Многомерное понятие В.И.Боголюбова, М.В.Кларина, В.В. Давыдова, Г.К. Селевко, и др.
Cлайд 5
Педагогические технологии М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей» В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер» В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Cлайд 6
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Г.К. Селевко
Cлайд 7
К современным образовательным технологиям относят: Технология проектно-исследовательской деятельности; Технологию дистанционного обучения; Технология развивающего обучения; Технология проблемного обучения; Технология системы инновационной оценки «портфолио»; Технология разноуровневого обучения; Технология модерации; Технология профессионально-ориентированного обучения (кейс-метод) Технология интеллект-карт; Информационно-коммуникационные технологии (IT - технологии); Технологию решения изобретательских задач; Технология обучения в сотрудничестве; Технологию использования в обучении игровых методов; Технологию развития критического мышления; Технология АМО (активных методов обучения); Здоровьесберегающие технологии.
Cлайд 8
Технология дистанционного обучения Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Характерные черты дистанционного образования: гибкость; модульность; новая роль преподавателя; специализированный контроль качества образования; использование специализированных технологий и средств обучения.
Cлайд 9
Технология развивающего обучения учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности; система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов), личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Cлайд 10
Технология проблемного обучения «Проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории…». И.Я. Лернер. Цель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Задачи: 1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. 2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. 3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Cлайд 11
Система инновационной оценки «портфолио» Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности. Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры Типы портфолио: достижений, тематический; презентационный, комплексный. Новые формы портфолио: Электронный портфолио ; Паспорт компетенций и квалификации; Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы).
Cлайд 12
Технология разноуровневого обучения Данная технология считается продуктивной в системе образования, потому что повышается: активность, работоспособность, мотивация к изучению; улучшается качество знаний. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика учащегося; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Cлайд 13
Технология профессионально-ориентированного обучения (кейс-метод) Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Признаки метода case-study: 1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени. 2. Коллективная выработка решений. 3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения. 4. Единая цель при выработке решений. 5. Наличие системы группового оценивания деятельности. 6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Cлайд 14
Технология решения изобретательских задач ТРИЗ — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Основные функции ТРИЗ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); развитие качеств творческой личности. Реализация ТРИЗ через: Метод проб и ошибок Мозговой штурм Метод синектики Морфологический анализ Метод фокальных объектов Метод контрольных вопросов
Cлайд 15
Технология использования игровых методов Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Выполняемые функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая ребѐнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Cлайд 16
Технология использования игровых методов Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Cлайд 17
Здоровьесберегающие технологии Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы Реализация модульных образовательных программ Рациональная организация учебной и внеучебной жизни учащихся Просветительская работа с родителями
Cлайд 18
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники. М. Горький