Синквейн как прием технологии развития критического мышления
Cлайд 2
Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер Деятельностный подход к обучению -Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; Личностно-ориентированное образование Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская Эвристическое обучение - А.В. Хуторской.
Cлайд 3
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Cлайд 4
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся
Cлайд 5
Гамзина Ольга Викторовна «Развитие критического мышления на уроках химии. Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Кашлев С. С. «Современные технологии педагогического процесса» А.Гин «Приемы педагогической техники»
Cлайд 6
Приемы ТРКМ: Чтение с остановками Эссе Зигзаг Толстый и тонкий вопрос Знаю-Хочу знать – Узнал Прогнозы Кластер Синквейн, хокку, диаманта Алфавит ….
Cлайд 7
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет
Cлайд 8
Cлайд 9
Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Cлайд 10
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент рефлексии мотивационного элемента в начале изучения темы
Cлайд 11
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Cлайд 12
Кислород Газообразный прозрачный. Дышим, поджигаем, живем. Без кислорода нет жизни. Воздух . Кислород Газообразный, бесцветный Окисляет, оживляет, поджигает Вокруг кислорода вращается вся земная химия. Жизнь. ДО ПОСЛЕ
Cлайд 13
Галогены Гелевые, газообразные Светятся, реагируют Они в 7 группе Хлор Галогены Солеобразующие, ядовитые Отравляют, активничают, Активные неметаллы Хлор 7 класс 8 класс
Cлайд 14
Составить синквейн Химия Учитель Семинар
Cлайд 15
Признак (прилагательное) Признак (прилагательное) Действие (глагол) Тема (существительное) Предложение, состоящее из нескольких слов - характеристика темы в целом. слово-резюме вывод Действие (глагол) Действие (глагол)
Cлайд 16
Семинар Обобщение Интересный, полезный Встречаемся, делимся опытом, учимся «Единственный путь, ведущий к знанию,—это деятельность». Бернард Шоу Удовлетворение
Cлайд 17
Умение учащегося кратко, логично выражать мысли (знания) по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся: - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Cлайд 18
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
Cлайд 19
Лист дерева Рождение Зеленый, яркий Светящийся, растущий, цветущий Жара, движение, солнце, пища Увядающий, замедленный, туманный Коричневый, старый Смерть Жидкость Прозрачная, холодная Освежающая, растворяющая, дающая жизнь Водоем, испарение, дождь, снег Испаряющаяся, замерзающая, текущая Густой, молочный Туман Вода