Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий ПТГ «Мы и Они»
Cлайд 2
Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно».
Cлайд 3
Учение – как последовательность действий установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи); обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Cлайд 4
Мотивационный этап (установка на деятельность) У правополушарных учащихся высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Левополушарные учащиеся имеют направленность на познавательные мотивы. Их привлекает процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Cлайд 5
Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными вправо — левополушарными. Особенности сенсорного восприятия
Cлайд 6
Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски Для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Для левополушарных учащихся сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел.
Cлайд 7
Операционный этап (обеспечение деятельности) Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Cлайд 8
На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой — не хватает условий для реализации задачи. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте.
Cлайд 9
Русский язык Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.
Cлайд 10
Результаты эксперимента После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше.
Cлайд 11
Математика Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся.
Cлайд 12
Физкультура и спорт Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта. Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированны, но мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.
Cлайд 13
Восприятие текста Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (система Занкова).
Cлайд 14
Работа в группе (уч-ся с противоположными стилями обучения) Ученик правополушарного типа мышления, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий
Cлайд 15
Результативный этап (с выбором методов проверки знаний). Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
Cлайд 16
Вывод: Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.