Код презентации скопируйте его
Здоровьесберегающие технологии в режиме дня дошкольника Выполнила: Воронова Наталья Геннадьевна старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9» г. Волоколамск 2011
Актуальность проекта Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания интегрированного образовательного пространства через обеспечение единства непосредственно образовательной деятельности и оздоровительной работы в течение режимных моментов. При этом создаются условия для того, чтобы в ходе физкультурно – оздорвительной работы шло обучение навыкам, которые пригодятся в жизни.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Одной из основных задач на протяжении последних лет, над которой работает наш коллектив, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающее пространство Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду большое внимание уделяется созданию здоровьесберегающего пространства. Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным спортивным оборудованием, люстрами Чижевского.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, баскетбольные стойки, гимнастические стенки, бревно для равновесия, прыжковая яма, беговая дорожка)
«Тропа здоровья» Основными целями её организации являются: • профилактика плоскостопия; • улучшение координации движения; • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; • улучшение эмоционально-психического состояния детей; • приобщение детей к здоровому образу жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию. Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: . Динамические паузы Самомассаж Физминутки Контроль осанки Гимнастика пальчиковая; Гимнастика дыхательная; Гимнастика мимическая Гимнастика артикулляционная, звуковая; Гимнастика для глаз; Оздоровительные игры; Релаксация Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режимы дня во всех возрастных группах
Пальчиковая гимнастика Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами; катать между большим и указательным пальцами; придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика) – совсем не трудно, для начала предлагаем покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Ежедневно воспитателями проводится массаж пальцев с использованием различных предметов: шишек, орехов, карандаша, ребристых палочек, счетов, массажных шариков «Су- Джок» и др. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Мимическая гимнастика Эмоции в жизни человека имеет огромное значение и чем меньше эмоция представлена и переработана на психологическом уровне в виде осознанных чувств гнева, печали и т. д., тем сильнее звучит её телесный компонент в виде сердцебиений, потоотделения, мышечных зажимов, ведущим к болевым ощущениям. Эмоциональный разряд, формирующийся в глубинах мозга, требует выхода, а психогимнастика и является этим выходом.
Релаксационные упражнения Использование игр в сенсорном уголке с созданием комфортного психоэмоционального состояния, повышающего мотивацию обучающей деятельности, уверенность в себе и своих возможностях. Осиновые плошки, грецкие орехи, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. - все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются
Элементы закаливания в повседневной жизни - полоскание горла водой комнатной температуры - мытье рук до локтя прохладной водой
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия. Физкультурные досуги. Точечный массаж. Спортивные развлечения, праздники. Гимнастика пробуждения. День здоровья.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояние здоровья и физического развития; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма; формирование двигательных навыков.
В работу с дошкольниками включаем занятия познавательного цикла «Познай свое тело», которые оказывают влияние на формирование здорового образа жизни у детей
Гимнастика пробуждения после дневного сна проводится регулярно в сочетании самомассажем стоп, головы, ушей, ходьбой по пуговичным коврикам, дорожкам здоровья
Используется массаж спины: дети гладят спинку друг другу, постукивают пальчиками, кулачками. Все это способствует укреплению нервной системы, оптимизирует газообмен, вырабатывает правильное речевое дыхание, формирует доброжелательное отношение друг к другу
Активный отдых Используем в работе с детьми активный отдых. Он самый разнообразный: это подвижные игры, спортивные, хороводные, игры с правилами. В процессе игр существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни
Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катания на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой.
Организация питания Организация питания детей – еще один приоритет в работе. Полноценное и сбалансированное питание особенно важно в детском возрасте. Только разнообразная пища обеспечивает организм ребенка необходимыми веществами для его роста и развития. Разумно организованное питание в детском саду позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки не только самого ребенка, но и родителей. В меню указывается рекомендуемый дома ужин
3. Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения Музыкотерапия: - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. Свето и цветотерапия: - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса; Звукотерапия: К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию. Фитотерапия: - подбор комнатных растений
Оздоровительное воздействие комнатных растений Хвойные растения, фикусы, пеларгония, монстера, аспарагус, розмарин, маранта выделяют фитонциды - биологически активные вещества, от которых гибнет большинство болезнетворных микробов, находящихся в комнате. Хлорофитум - является уникальным воздухоочистителем. Установлено, что взрослое растение хлорофитума за сутки очищает воздух в 10 - 12-метровой комнате на 80%. Монстера, плющ, аспарагус, молочай - очищают воздух. Сансевьера – это настоящая фабрика по производству кислорода. Маранта, растения с крупными листьями - увлажняют воздух. Лимонник - защитит от микробов сильными ароматами. Традесанция, диффенбахия, бегонии - обеззараживают воздух. Амариллис - выделяет антибактериальные фитонциды. Любимый цветок - обеспечит хорошее настроение. Цветы с ярко-красной или желто-оранжевой окраской подарят хорошее настроение и бодрость на весь день. Они незаменимы при монотонной работе. Диффенбахия - если ваши глаза устают, то нужно устраивать им отдых, наслаждаясь растениями с листвой разных оттенков зеленого. Плющ, традесканция – помогают нейтрализовать отрицательные биоизлучения.
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи Используются разнообразные формы работы с семьями детей: - Дни здоровья совместно с родителями - совместные досуги и праздники, веселые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». - выставка стенгазет в группах ДОУ - фотовернисаж «Мы со спортом дружим» - выставки рисунков «Спорт и мы»
Основные оздоровительные мероприятия на холодный период Время Мероприятия Утро - Соблюдение воздушного и температурного режима - Утренняя гимнастика с элементами точечного массажа, дыхательной гимнастики - Дыхательная гимнастика - Пальчиковые игры - Игры для снятия эмоционального напряжения Завтрак - Соблюдение правил культуры еды и поведения за столом- Обед - Употребление в пищу чеснока Ужин - Полоскание рта после еды Занятия - оздоровительные минутки Прогулка - Одежда детей по погоде -Подвижные игры -Пальчиковые игры - Профилактика охраны зрения - Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности II половина - Гимнастика пробуждения после сна дня -Самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук - стопотерапия (массаж стоп); - дыхательная гимнастика -«Дорожка здоровья»
Основные оздоровительные мероприятия на теплый период Время Мероприятия Утро - Соблюдение воздушного и температурного режима - Утренняя гимнастика с элементами точечного массажа, дыхательной гимнастики - Дыхательная гимнастика - Пальчиковые игры - Игры для снятия эмоционального напряжения Завтрак - Соблюдение правил культуры еды и поведения за столом- Обед -Употребление в пищу фруктов и соков Ужин - Полоскание рта после еды Занятия - оздоровительные минутки Прогулка - Одежда детей по погоде -Подвижные игры -Пальчиковые игры - Профилактика охраны зрения - Босохождение - Езда на велосипедах, элементы спортивных игр -Э тюды на выражение чувств и эмоций - Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности II половина - Гимнастика пробуждения после сна дня -Самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук - стопотерапия (массаж стоп); - дыхательная гимнастика - «Дорожка здоровья»
Выводы Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми » и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов: положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости, мотивации к ведению здорового образа жизни. развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).