Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района города Казани Шушанова Светлана Владимировна образование: среднее специальное, КПУ, дошкольное образование, воспитатель дошкольных учреждений. воспитатель педагогический стаж 24 года, из них в должности воспитателя – 24 лет Награды, звания • Методическая тема «Духовно-нравственное воспитание детей через общение с природой». • Участник I районной педагогической конференции «Путь к мастерству» , 2007 год. • Победитель (1 место) районного конкурса «Воспитатель года – 2008» • Лауреат городского конкурса «Воспитатель года - 2008» • Награждена Почётной грамотой Отдела образования Советского района г. Казани 2008г. • Победитель районного этапа II городского конкурса инновационных программ и методических разработок – 2010 год
Cлайд 2
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ» ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района города Казани Шушанова Светлана Владимировна Г.Казань, 2013год
Cлайд 3
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни…
Cлайд 4
ЦЕЛЬ – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и , на основе этого сформировать духовно развитого, духовно богатого человека ЗАДАЧА – развитие эмоциональной отзывчивости и, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы ПРИНЦИПЫ : интегративный подход к проведению работы по экологическому воспитанию, то есть проникновение экологического воспитания во все виды деятельности; принцип сотрудничества и единства требований, перерастание педагогики требований в педагогику отношений личностей, предполагающую мотивацию уважительного отношения к правам других людей реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей
Cлайд 5
Система работы по развитию эмоционально-ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно-духовного воспитания Задача развития духовно богатой, гуманной, социально активной, творческой личности, способной любить окружающий мир, природу, видеть его красоту и бережно относится к нему Задача формирования широкого кругозора, целостного взгляда на природу и место человека в ней Методы и средства экологического воспитания, направленные на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие душевных качеств
Cлайд 6
Методы и средства экологического воспитания, направленные на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие душевных качеств реализуются через Специально организованное обучение Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с родителями и детьми
Cлайд 7
Средства и методы экологического воспитания, направленные на развитие эмоционально-чувственной сферы и развитие душевных качеств
Cлайд 8
Использование воспитательных возможностей народной педагогики Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.) Ознакомление с народным фенологическим календарём Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе
Cлайд 9
Наблюдения в природе Отбор содержания, форм и способов наблюдений нравственно-ориентиро-ванной и эмоциональной направлен-ности Преобладание визуального источника наблюдений Использование двигательной активности детей Беседы, групповые и индивидуальные Личностно-ориентированное взаимо-действие педагога с детьми Осуществле-ние тактичной коррекции в поиске и выборе ребёнком нравственного пути Высокие требования к личности педагога
Cлайд 10
Трудовые действия в природе Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей сознание причастности к миру природы. Труд в природе как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношению к миру. Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей Ознакомление с художественной литературой
Cлайд 11
Игровые обучающие ситуации с детьми Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, позволяющие уточнить и расширить представления детей, вызвать добрые чувства к живой природе. Игры-путешествия
Cлайд 12
Критерии оценки эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой 1. Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков 2. Реализация элементарных навыков рационального природопользования 3. Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе 4. Желание участвовать в посильной практической деятельности 5. Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы 6. Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе 7. Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира 8. Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков 9. Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы
Cлайд 13
Эффективность использования работы по приобщению к миру природы для духовно-нравственного развития детей 1. Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков 2. Реализация элементарных навыков рационального природопользования 3. Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе 4. Желание участвовать в посильной практической деятельности 5. Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы 6. Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе 7. Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира 8. Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков 9. Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы
Cлайд 14
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.