Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования «Развитие профессиональных компетенций школьного библиотекаря как условие повышения качества библиотечной работы. Алгоритм планирования и отчетности в школьной библиотеке» ЛИБП ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ Совещание библиотекарей 19 .04.2012 Презентацию подготовила заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 915 Столярова Татьяна Романовна
СОДЕРЖАНИЕ Термин «портфолио» Цель портфолио Задачи портфолио Функции портфолио Практическая значимость портфолио Модели портфолио Типы портфолио Виды портфолио Методика формирования портфолио Организация и оформление портфолио Приложения Литература
Cлайд 4
«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе сказать не можешь?» Козьма Прутков
Cлайд 5
Термин «портфолио» (или «портфель») пришел к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Cлайд 6
Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за определенный период времени.
Cлайд 7
портфолио отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Cлайд 8
Цель портфолио накопление достижений; отслеживание индивидуального прогресса; представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Cлайд 9
Задачи портфолио - проанализировать и обобщить свою работу; - связать воедино отдельные аспекты своей деятельности; - отразить динамику профессионального развития; - представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно
Cлайд 10
Функции портфолио Диагностическая — фиксирует изменения за определенный период времени; Содержательная — раскрывает спектр выполняемых работ; Развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования; Мотивационная — поощряет результаты деятельности; Рейтинговая — позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Cлайд 11
Практическая значимость портфолио - аттестация в будущем; - лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; - систематизация деятельности библиотекаря; - стимулирующий фактор.
Cлайд 12
Модели портфолио Модель Цель создания Портфель достижений Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка Показать прогресс или регресс в отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчет Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности
Cлайд 13
ТИПЫ ПОРТФОЛИО Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов
Cлайд 14
Портфолио документов Включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря: дипломы (федерального, городского, окружного, школьного уровней) грамоты свидетельства удостоверения справки сертификаты. В разделе размещают копии документов.
Cлайд 15
Портфолио работ собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности; описание основных форм и направлений творческой деятельности; собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря; конкурсные работы; проекты развития библиотеки; выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах; сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы — различные презентации, разработки в помощь проведения библиотечных уроков; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; печатные работы; качественная оценка профессиональной деятельности библиотекаря по параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность и т.п.
Cлайд 16
Портфолио отзывов Отношение библиотекаря к различным видам деятельности включает: письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма, рефлексию и прочее); оценки мероприятий коллегами, методистами ОМЦ, администрации школы, методических объединений предметников и т.д.; самоанализ деятельности и ее результатов.
Cлайд 17
Можно конструировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов)
Cлайд 18
Комплексный портфолио раздел документов + раздел работ + раздел отзывов раздел документов + раздел работ раздел документов + раздел отзывов раздел работ + раздел отзывов
Cлайд 19
Портфолио простые Три типа портфолио в чистом виде: «портфолио документов» или «портфолио работ» или «портфолио отзывов»
Cлайд 20
ВИДЫ ПОРТФОЛИО Личный портфолио или «Профессиональный портрет школьного библиотекаря» Идеальный вариант личного портфолио —комплексный, включающий все типы портфолио: портфолио документов + портфолио работ + портфолио отзывов. Кроме этого, целесообразно включить так называемый «портрет», который лучше всего разместить в самом начале.
Cлайд 21
«Портрет» рассказывает о личности библиотекаря. Предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющейся опыт библиотекаря: в самообразовании, в проектной деятельности, по использованию в практике современных информационных технологий.
Cлайд 22
СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ Резюме — это краткое описание с предоставлением основных фактов и важных деталей из вашей биографии.
Cлайд 23
в одном документе (формат А4, максимум с двух сторон) кратко и ясно изложите только самую важную информацию о вас и вашей работе; сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения; перед тем, как послать или передать кому-нибудь свое резюме, внесите необходимые изменения и дополнения; проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.
Cлайд 24
Можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» - размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия школьной библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или конкурсной работой —разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность ее анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Cлайд 25
Тематический портфолио Занятие какой-либо темой. Например, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками — преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио дает возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективу и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Cлайд 26
Тематический портфолио может включать: План (структуру, схему); Пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.; Обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на проведенный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); Самоанализ проведенной работы; Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.); Отзывы коллег, учителей на проведенные занятия; Подведение итогов, определение перспектив.
Cлайд 27
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО Для чего я хочу создать портфолио? Что я включу в портфолио? Как будет организован портфолио? (перечень материалов портфолио вначале - обязательно)
Cлайд 28
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО Главное требование, чтобы он был логически выстроен.
Cлайд 29
Можно оформлять в виде файловой папки с заголовками разделов; Каждую работу, документ, подборку материалов размещайте в отдельный файл; Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику;
Cлайд 30
В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения; В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней; Cделайте копии документов.
Cлайд 31
Структура портфолио
Cлайд 32
Сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и в Окружной методический центр. Самый лучший вариант представления — защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
Cлайд 33
ПРИЛОЖЕНИЯ: Удостоверения, справки, свидетельства о повышении квалификации Место проведения курсов Год Количество часов Название курсов Приложение №
Cлайд 34
Дипломы Уровень Год Наименование конкурса Результат, место Прило-жение № Федеральный Городской Районный
Cлайд 35
Грамоты Уровень Год Формулировка грамоты Приложение №
Cлайд 36
ПОРТФОЛИО РАБОТ Уровень Год Конкурс Тема Результат Приложение № Текст—прил. №1 Презентация прилагается на диске
Cлайд 37
Выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах Уровень Год Тема Форма представления Где представлено Приложение № На диске Уровень Год Тема Форма представления Где представлено Приложение № На диске
Cлайд 38
Публикации Уровень Год Название публикации Заглавие сборника Место издания Приложение №
Cлайд 39
Сценарии Форма работы Тема Класс Приложение № На диске
Cлайд 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Загашев И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2004.—№19.—С.53-54. Макарова Е. Портфолио как он есть. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2006.—№6.—С.12-14. Козлова О. Портфолио школьного библиотекаря. Презентация. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. // Директор школы.—2004.—№7.—С.13-24. Новикова Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№4.—С.31-34.
Cлайд 41
Новикова Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№3.—С.39-43. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2003.—№16.—С.10-15. Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы. // Практика административной работы в школе.—2003.—№7.—С. 3-7. Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии.—2005.—№3.—С.171-180.