www.otkazniki.ru Что надо знать волонтеру о детях из детского дома
Cлайд 2
Возможность нашей успешной адаптации в социуме и выстраивания отношения с другими людьми во взрослой жизни во многом зависит от того, как прошло наше детство.
Cлайд 3
Черепаха оставляет своих детенышей самостоятельно рождаться в мир Человеческий детеныш не может выжить самостоятельно в течение нескольких первых лет жизни
Cлайд 4
Для того, чтобы в будущем уметь устанавливать долговременные отношения с людьми, у ребенка должна сформироваться «правильная» привязанность к постоянному значимому взрослому Потребность в заботящемся «личном» взрослом – врожденная и базовая потребность ребенка.
Cлайд 5
Формирование психики ребенка происходит в первые годы жизни благодаря взаимодействию со значимыми взрослыми. ОСНОВА ЛИЧНОСТИ я существую это хорошо
Cлайд 6
В течение первого года жизни формируются основы эмпатии – навыков понимания чувств других людей, основы для выстраивания любых отношений.
Cлайд 7
Во всех культурах и традициях период выхода ребенка в условия социума и коллективных форм проведения времени происходит в среднем с 6-9 лет.
Cлайд 8
Последствия разрыва со значимым взрослым или его отсутствия: отставание в физическом умственном развитии, ослабленный иммунитет, проблемы в усвоении социальных навыков, неврологические нарушения (навязчивые движения, сосание пальцев, нанесение себе повреждений), сложности в установлении долговременных отношений сложности с освоением родительской роли в будущем.
Cлайд 9
Проживание в условиях «коллективного» воспитания, формирует определенные поведенческие навыки. В результате мы получаем взрослого человека, которому сложно жить в мире индивидуальных домохозяйств, самостоятельно действовать, и выстраивать отношения с людьми.
Cлайд 10
Дети в учреждениях, это обычные дети, которые : Потеряли семью и переживают это Могли не иметь никакого опыта привязанности Испытывают чувство одиночества Испытывают напряжение и тревогу Могут находится в депрессии Возможно переживали насилие Чувствуют себя «исключенными» из общества Привыкают получать из своего статуса «бонусы»
Cлайд 11
Детям до 7- 8 лет необходима долговременная привязанность и семья ВАЖНО! Детям с 7- 8 лет можно объяснить, что такое дружба
Cлайд 12
Волонтеры полезны, если соблюдается: Постоянность состава волонтеров Регулярность поездок Подготовленность волонтеров Существует эмоциональная и психологическая поддержка волонтеров Продуманность программы участие волонтеров в жизни детей
Cлайд 13
Универсальная проверка пользы волонтерской деятельности : Чем поможет то, что я делаю сегодня, этому конкретному ребенку, когда в 18 лет он окажется один за порогом учреждения?
Cлайд 14
Что надо знать волонтеру: Особенности ситуации в которой находятся дети Психологические особенности детей в условиях дефицита или отсутствия привязанности Правила безопасного взаимодействия с детьми (границы, договоренности) Правила взаимодействия с сотрудниками и руководством учреждения Минимальные основы возрастной психологии Практические навыки содержательной части вашей работы(мастер-классы, тренинги, арт-терапия, и т.п.)
Cлайд 15
Почему важны границы? Безопасность ребенка: ребенок уже имеет опыт травмировавшего его расставания ребенок нуждается в постоянной привязанности и готов верить в минимальные ее признаки, он не умеет рационально оценить ситуацию в условиях коллективного учреждения у детей практически нет личного пространства и вещей, того, что является основной для умения выстраивать границы коммуникации, помогите детям их обрести! Безопасность взрослого: человек не всегда готов нести ответственность за то, что он вольно или невольно пообещал, это может привести к тяжелым эмоциональным (в лучшем случае) последствиям в нашем мире есть четкие представления о дозволенных границах; ребенок, у которого их нет, может быть очень навязчивым (звонить ночью, неожиданно появляться у вас дома, если вы дали адрес и т.п.)
Cлайд 16
Волонтер VS персонал Вы приезжаете на несколько часов в месяц или в день, персонал находится с детьми все время Уклад жизни интернатного учреждения - устоявшаяся система, вторжение любых дополнительных и внешних элементов нарушает баланс и после вашего отъезда персоналу становится объективно сложнее справиться с детьми Выводы: Ваше уважительное отношение к персоналу позволит им сохранять хорошее отношение к детям. Понимая, что у вашей работы есть негативные для них последствия, заранее обсудите эти моменты и предложите помощь. Если у вас есть подозрение на жестокое обращение с детьми, сначала обсудите это с руководством вашей организации, потом с руководством учреждения и лишь если свидетельства очевидны, а понимания вы не находите, нужно обращаться во внешние структуры
Cлайд 17
Основная цель волонтеров в учреждении - помочь ребенку выйти из него в мир более защищенным и подготовленным Волонтеры могут стать ключиком к внешнему миру, к новым знаниям, к возможности облегчить свои переживания через арт-терапию. Но что бы ни делали волонтеры, самое главное для детей – опыт постоянных и надежных дружеских отношений.
Cлайд 18
Мир должен быть ЕДИНЫМ! Если в учреждение регулярно приезжают волонтеры, шансы на успешную адаптацию и социализацию детей существенно повышаются