* МЕТОДЫ развития опыта творческой деятельности активизация творческого мышления, выработка умений решать проблемы, сознательный поиск решения задач
Cлайд 2
* Метод внезапных запрещений – запрет использования тех или иных действий для разрушения стереотипов деятельности Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 3
* Метод скоростного эскизирования – изображение всех вариантов творческого поиска Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 4
* Метод новых вариантов – выполнение заданий по-новому при имеющихся нескольких вариантах Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 5
* Метод информационной недостаточности – решение задачи с явным недостатком данных Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 6
* Метод временных ограничений – учет влияния временного фактора на деятельность (повышение или понижение активности и результативности) Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 7
* Метод информационной насыщенности – решение задачи с заведомо излишними данными Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 8
* Метод абсурда – решение заведомо Невыполнимой задачи Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 9
* Метод рекодификации – выражение явления по-иному, переход с одного языка науки на другой (например, с математического языка на графическое представление). Методы с применением затрудняющих условий
Cлайд 10
* Методы группового решения творческих задач Метод «черного ящика» – выявление возможных дефектов и причин их возникновения косвенным путем
Cлайд 11
* Методы группового решения творческих задач Метод дневников – запись возникающих идей каждым членом группы в течение определенного времени, формирование усредненного мнения
Cлайд 12
* Методы группового решения творческих задач Метод 6-6 – шесть членов группы за шесть минут формулируют конкретные идеи, каждый на отдельном листе записывает свои варианты, обсуждение и отбор наиболее важных альтернатив
Cлайд 13
* Методы группового решения творческих задач Метод Делфи – выбор из серии альтернатив лучшей с оценкой каждой из них, ранжирование, подсчет результатов коллективного выбора
Cлайд 14
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков Метод мозгового штурма – студенты, педагоги свободно обсуждают проблему, высказывая как можно больше идей о путях ее решения
Cлайд 15
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков Метод синектики – выделение главной цели поиска, аналогов решения задач через абстрагирование, фантазии, переключения от навязчивых идей, поиск необычного в обычном и наоборот
Cлайд 16
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков Метод морфологического анализа и синтеза – составление списка альтернатив в виде таблицы, поиск сочетания вариантов, комбинирование всевозможных элементов с помощью осей координат, установление зависимостей, логических совпадений, возможных связей
Cлайд 17
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков Метод функционально-стоимостного анализа – рассмотрение объекта для оптимизации соотношения свойств и затрат обеспечения этих свойств, снижение непродуктивных расходов
Cлайд 18
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков Методы ТРИЗ – построение системы логических операций для разрешения противоречий (около 40 приемов):
Cлайд 19
* Методы коллективного стимулирования творческих поисков – «Дробление» – разделить на части, разобрать объект, увеличить степень дробления. – «Объединение» – соединить однородные или смежные операции, объединить во времени однородные или смежные операции. – «Матрешка» – разместить объекты внутри другого. – «Наоборот» – сделать движущуюся часть объекта неподвижной и наоборот; перевернуть объект, вывернуть его, осуществить обратное действие
Cлайд 20
* СИНКВЕЙН (от фр. «5») – аналогия с японским «хокку»; построение стихотворной формы на основе рефлексии Синквейны позволяют синтезировать сложную информацию, способствуют творческой выразительности, резюмируют информацию, излагают идеи и чувства в нескольких словах
Cлайд 21
* Назвать тему одним словом (существительное). Описать тему в двух словах (прилагательные). Описать действия по теме тремя словами (глаголы). Фраза из четырех слов об отношении к теме (может быть в форме пословицы или поговорки). Синоним сути темы (одно слово). ПРАВИЛА написания синквейна: