Формы работы с активом детских организаций (Методические рекомендации организаторам детского движения ) Подготовили: Кунгурцева М.М., педагог – организатор МОУ « СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»; Котляр В. А., социальный педагог МОУ « СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»; Старый Оскол 2009
Cлайд 2
Детство равноправная часть жизни, а не подготовка к её наиболее значительному, взрослому периоду И. Песталоцци В Российской Федерации проживает около 40 миллионов детей и учащейся молодёжи – это составляет более четверти населения страны. Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена на повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений; достижения нового уровня взаимодействия школы, детских и молодёжных организаций в воспитании и социализации детей и молодёжи. Основными направлениями развития воспитания на новом качественном уровне являются: создание единого воспитательного пространства, демократического стиля, повышение роли детско-юношеских организаций, создание условий для участия обучающихся в управление образовательным учреждением. Социальный заказ государства – воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за свою страну. Воспитание закладывает основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни.
Cлайд 3
- развлекательную (воодушевить, побудить интерес); - самореализации (выполнить игровые действия, проявить личностные качества); - коммуникативную (освоить диалектику общения); - игротерапевтическую (преодолеть трудности, возникающие у ребёнка); - диагностическую (выявить отклонения в поведении); - коррекции (внести позитивные изменения в структуру личностных показателей); - межнациональной коммуникации (усвоить единые для всех людей социально-культурные ценности); - социализации (усвоить человеческие нормы). Участвуя в работе детской организации и самоуправлении школой, дети учатся делать выбор, преодолевать неудачи, кризисы, конфликтные ситуации, приобретают коммуникативные навыки общения, учатся управлять собой и давать оценку своим поступкам. Неукоснительными педагогическими постулатами являются: каждый ребёнок неповторим и индивидуален. Учитывая возрастные особенности, склонности, интересы детей педагогическим коллективом ведётся отбор разнообразных воспитательных технологий на основе активизации деятельности обучающихся. Понимая, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является игра, то в работе с активом детей 7-11 лет используются разнообразные игры, как форма деятельности, позволяющая воссоздать и усвоить человеческий опыт. Как элемент технологии - игровая деятельность выполняет различные функции:
Cлайд 4
Значение игры как формы деятельности и метода воспитания детей в детской организации состоит в том, что она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель человеческих отношений. В практике педагога-организатора успешно используются разнообразные по игровой методике игры: ролевые, деловые, сюжетные, имитационные, драматизация. Важными формами работы являются семинар, практикум, мастер-класс, мозговой штурм, пресс-бой, турнир, которые позволяют выработать практические навыки и умения проектной деятельности, оформительской работы, сценической культуры. Главной ведущей деятельностью подросткового возраста (12-14 лет) является общение, а (15-17 лет) – понимание. Подростки стремятся следовать за кем – то, искать свой идеал, лидера. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, поэтому наряду с активными деятельностными успешно применяются словесные формы работы. Взаимодействие с активом детей данного возраста осуществляется на основе таких форм мероприятий, как: круглый стол, беседа, лекция, интеллектуальный марафон, пресс-конференция, дискуссия, диалог, диспут, деловая и ролевая игры, ток-шоу. Дети склонны к беседе, разговору по душам, диалогу, дискуссии. В диалоге, как показывает практика, важно научить детей отстаивать свою точку зрения, быть готовыми представить и понять проблемы другого, установить контакт на уровне речевых высказываний.
Cлайд 5
Важной гранью жизни детского коллектива является взаимоотношение педагога – организатора со своими воспитанниками. Сегодня необходимо найти тропку к каждому ребёнку, осуществлять индивидуальный подход, не навредив ему. - воспринимайте вопросы и высказывания каждого ребёнка всерьёз; - отвечайте на все вопросы детей терпеливо и честно; не ругайте детей, покажите им, что их любят и принимают такими, какими они есть, а не за успехи и достижения; Вот некоторые советы организаторам воспитательной работы с детьми по их творческому развитию:
Cлайд 6
не унижайте детей; - приучайте детей жить самостоятельно; - включайте детей в совместное обсуждение коллективных творческих дел; - помогайте детям стать личностью; - развивайте в детях позитивное восприятие их способностей; - доверяйте детям; - развивайте самостоятельность детей; - анализируйте и отмечайте достижения детей; - подходите творчески к планированию, отбору форм и реализации работы с детьми. ругайте тихо, хвалите громко; поручайте детям посильные дела и заботы; - помогайте детям строить планы и принимать решения; не сравнивайте одного ребёнка с другим, указывая на недостатки;
Cлайд 7
Разнообразие возможных форм работы организатора детского движения отражено в данной схеме
Cлайд 8
Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игры бывают разные: дидактические, подвижные, интеллектуальные, спортивные, досуговые, деловые, творческие, сюжетно-ролевые, игры-общения, игры-упражнения. Игры стимулируют познавательный интерес, активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, снимает психологический барьер, вносит живую струю воздуха, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело. В любую форму. Игры являются естественной потребностью детства, отрочества, юности. Она может быть компонентом беседы, круглого стола, лекции, диспута. Они выполняют поведенческие, практические функции, стимулируя детей к активным, ценностным действиям и помогая самовыражению, самоутверждению личности. Вот некоторые рекомендации по подготовке к играм.
Cлайд 9
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ Подбираются тексты, проводятся небольшие репетиции. Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный миниспектакль. ИГРА-ТВОРЧЕСТВО Дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют, фантазируют. Роль наставника минимальная. Он подаёт идеи, реализовывают дети. ИГРА-АССОЦИАЦИЯ позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами. ИГРА-ОЦЕНКА основана на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.
Cлайд 10
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН проводятся в разных возрастных группах, привлекательная форма, сочетающая познавательные и досуговые функции. Рекомендуемая тематика: «Путешествие по времени», «Снимаем кинофильм», «Имею право», «Турнир знатоков» РОЛЕВАЯ ИГРА – вид имитационной игры, в ходе которой дети вовлекаются в анализ, оценку, самооценку, явлений жизни, фактов и событий, исполняя те или иные роли. Преимущества: заинтересованность детей, самостоятельность в решении жизненных явлений, проблем, ситуаций. В проведении ролевой игры выделяются несколько этапов: организационный (распределение ролей, выдача заданий, сообщение режима работы), основной (работа микрогрупп, обсуждение в ходе дискуссии), заключительный ( выработка общих решений). Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий. Рекомендуемая тематика: «Поверь в себя», «Отказ», «Я могу быть разным», «Собеседование», «Азбука пешехода».
Cлайд 11
ДЕЛОВАЯ ИГРА позволяет детям решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. В ходе игры моделируются различные ситуации с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. В ходе проведения можно выделить 4 этапа: ориентация, подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры. Рекомендуемая тематика: «Наше государство», «Работа правительства», «Строим правовое государство», «Я и мои права», МОЗГОВОЙ ШТУРМ способен помочь созданию плана работы в короткий срок. Его участники - заинтересованные лица. Все собравшиеся делятся на группы – по 5-8 человек, перед ними ставится задача и определяется промежуток времени, в течении которого группы высказывают свои предложения, затем проводится обсуждение. Главное – чётко дать установку перед обсуждением. Рекомендуемая тематика: «Я – руководитель», «Последний звонок», «Экологический десант», «Операция «Ветеран»».
Cлайд 12
ПРАКТИКУМ, МАСТЕР - КЛАСС – формы выработки у детей умений по эффективному решению возникающих ситуаций, тренировке мышления, показа творческих успехов. Рекомендуемая тематика: «Обучение игровым технологиям», «Правила проведения экскурсии», «Основы проектной деятельности», «Основы сценической культуры», «Основы оформительской работы». КОНФЕРЕНЦИЯ – форма просвещения детей, предусматривающая расширение, углубление, закрепление знаний по избранной проблеме. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся один раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие взрослых и детей. Конференция открывается вступительным словом, с заранее подготовленными докладами выступают участники. Сообщений может быть 3-5, итоги подводит ведущий конференции. Рекомендуемая тематика: «Преступление и наказание», «Здоровый образ жизни», «Школьная жизнь и закон», «Здоровье нации».
Cлайд 13
ЛЕКЦИЯ – это форма ознакомления с какой – то проблемой, событием, фактами. При подготовке лекции составляется план с указанием основных идей, мыслей, фактов, цифр. Лекция подразумевает диалог заинтересованных единомышленников. Разновидности: проблемная, лекция-консультация, лекция-провокация (с запланированными ошибками), лекция-диалог ( планируется серия вопросов для слушателей), лекция с применением игровых методов. Рекомендуемая тематика: «Культура и мир детства», «История детского движения», «Секреты здоровья», «Добрые советы о режиме дня», «Правда о наркотиках». ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ, ДИАЛОГ – одни из наиболее интересных форм работы, позволяющие вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствуют выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех зависит от подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой, вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута, диалога, дискуссии – ведение спора. Заранее устанавливается регламент, выслушиваются все выступления, которые аргументируются. В конце подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип – уважение к позиции и мнению любого участника. Рекомендуемая тематика: «Азбука нравственности», «Ради жизни на земле», «Добро и зло», «Долг и совесть», «Человек среди людей», «Критерии свободы», «Час открытых мыслей», «Что я хочу от жизни».
Cлайд 14
ТОК – ШОУ, ИНФОРМ - ДАЙДЖЕСТ – формы проведения дискуссии. При подготовке чётко определяются вопросы для обсуждения и ход дискуссии. Инициативная группа оформляет зал, проводится деление коллектива на группы, определяется ведущий. Он знакомит участников с темой, напоминает им правила ведения дискуссии и предоставляет слово каждому из участников. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблемы, выдвигаются различные варианты и способы её решения, ведётся поиск оптимального решения. Рекомендуемая тематика: «Легко ли иметь свой голос?», «Я и моё поколение», «Современная мода», «Свобода и ответственность», «У меня такой характер», «Если друг оказался вдруг…».
Cлайд 15
ИССЛЕДОВАНИЕ – форма получения новых знаний не в готовом виде, а добывая самостоятельно. Исследования могут быть: фантастические, экспериментальные, теоретические. В ходе исследования, по чётко составленному плану, проводится работа над избранной темой. Доступными методами исследования могут быть: подымать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино и телефильмами по этой проблеме; найти информацию в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент. При подготовке к защите исследования все собранные сведения изложить на бумаге и подготовить текст доклада, а также подготовиться к ответам на вопросы. Для иллюстрации могут использоваться схемы, чертежи, макеты. Рекомендуемая тематика: «Я и мои права», «Как живёшь ты отчий дом», «История семьи, история страны», «Наши истоки», «История моего края». ТРЕНИНГ – это форма выработки умений и навыков у детей по развитию их коммуникативных способностей. Рекомендуемая тематика: «Мои ресурсы», «Уверенность», «Мой внутренний мир», «Точка опоры», «Моя индивидуальность», «Я в своих глазах и глазах других людей», «Компания и я», «Воспоминания моего детства», «Навыки общения».
Cлайд 16
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма работы детей, при которой они самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление. Стадии разработки проекта: выбор темы проекта, выделение подтем, формирование творческих групп, подготовка материала к исследовательской работе: задание для команд, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности ( видеофильм, альбом, макеты), разработка проекта ( осуществление проектной деятельности), оформление результата, презентация ( доклад о результатах своей работы), рефлексия ( оценка своей деятельности). Рекомендуемая тематика: «Мы вместе», «Милосердие», «Свой мир построим сами».
Cлайд 17
СЕМИНАР – форма выработки у детей самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке к семинару необходимо чётко определить тему и цель семинара, сообщить план семинара, подобрать необходимую литературу, разработать алгоритм действий (как работать с литературой, писать тезисы, рецензировать, оппонировать, выступать). Необходимо провести психологическую подготовку к обсуждению вопросов и заранее подготовить схемы, таблицы, графики. Рекомендуемая тематика: «Из истории тимуровского движения», «История детского движения», «История ДЮО «Альтаир»».
Cлайд 18
Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Сценарий 50 классных часов, Педагогический поиск, Москва, 1993 год; Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития, Школьные технологии, 1998 год; Воспитать человека (сборник нормативно - правовых, научно - методических организационно-практических материалов по проблемам воспитания), Издательский центр «Вентина - Граф», Москва, 2005 год; Голубева Ю.А., Григорьева М.Р., Илларионова Т.Ф. Тренинги с подростками, Учитель, Волгоград, 2008 год; Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Москва, Народное образование, 2001 год; Гузеев в.В. Методы и организационные формы обучения, Москва, Народное образование, 2001 год; Коллективно - творческие дела, инсценировки, праздники, розыгрыши, сценарии, Педагогическое общество России, Москва, 2005 год; Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, «Глобус», Москва, 2007 год; Список используемой литературы
Cлайд 19
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технология игры в обучении и развитии, Российское педагогическое агентство, Москва, 1996 год; Фалькович Т.А., Шугина Т.А. По законам добра, «5 и знания», Москва, 2006 год; Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, Москва, Народное образование, 1998 год; Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы), Вако, Москва, 2006 год; Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков, Москва, 2003 год; Фантазия + творчество = каникулы (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков), Москва, 1994 год; Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века (8-11 классы), «Вако», Москва,2008 год; Юности честное зерцало (программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий), «5 и знания», Москва, 2005 год; Список используемой литературы
Cлайд 20
Список законов и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаторов детского движения 1. Конвенция о правах ребёнка (Принята 20 ноября 1989 года); 2. Конституция Российской Федерации (Принята 12.12.1993 года); 3. Гражданский кодекс Российской Федерации; 4. Закон РФ «Об образовании» (Принят в 1992 году); 5. Закон РФ «Об общественных объединениях»; 6. Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (Принят в 1995 году); 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»; 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 2001 год.