«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей
Cлайд 2
Семинар-практикум проводит специалист ГБОУ ЦО № 1631 Иванова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории
Cлайд 3
Дислексия Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Cлайд 4
Чтение Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы:
Cлайд 5
Процесс чтения Зрительное восприятие букв; Различение и узнавание букв; Соотнесение букв с соответствующими звуками; Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание; Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Cлайд 6
Процесс чтения Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением; Смысловая сторона. Понимание читаемого определяется характером восприятия.
Условия успешного овладения навыком чтения 1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны: Произношения; Дифференциации фонем; Фонематического анализа и синтеза. 2.Лексико-грамматического анализа и синтеза; 3.Лексико-грамматического строя речи; 4.Достаточное развитие пространственных представлений; 5.Зрительного анализа, синтеза.
Cлайд 9
Этиология дислексии (причины) 1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах); 2.Наличие патологических факторов (их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); Патология беременности и родов; Асфиксия; «Цепочка» детских инфекций; Травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4.Социальные факторы;
Cлайд 10
Функциональные причины Длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих; Двуязычие; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Дефицит речевых контактов
Cлайд 11
Расстройства чтения часто наблюдается у детей: С минимальной мозговой дисфункцией (ММД); С задержкой психического развития (ЗПР); С тяжёлыми нарушениями устной речи; С церебральными параличами; С нарушениями слуха; У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Cлайд 12
Симптоматика дислексии 1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.); 2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова; 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова : пропуски согласных при стечении; согласных и гласных при отсутствии стечения; добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Cлайд 13
Симптоматика дислексии 4.Нарушения понимания прочитанного; 5.Аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний; согласования существительного и прилагательного; окончаний глаголов; и др.
Cлайд 14
Опасности Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.