ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЛИ ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Автор: д.б.н., профессор, академик РАО М.М. БЕЗРУКИХ 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи. VI Всероссийская неделя школьной психологии
Cлайд 2
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ШФР Неуспешность Классы коррекции СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФСР Нарушение социальной адаптации Девиантное поведение Функциональная неграмотность МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ Первичные нарушения физического и психического здоровья Вторичные нарушения физического и психического здоровья СДВ, СНО Дисграфия, дислексия ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Физиологические и психофизиологические основы готовности к школе и раннего прогнозирования школьных трудностей Физиологические и психофизиологические основы диагностики и коррекции школьных трудностей Физиологические и психофизиологические основы организации учебного процесса ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Нарушение психологической адаптации Организация работы школьной психологической службы
Cлайд 3
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) ФСР ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсорного развития Несформированность коры и регуляторных структур мозга Возрастная несформированность школьно-значимых познавательных функций ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ОСОБЫЕ ГРУППЫ РИСКА: ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ
Cлайд 4
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА Стресс Несоответствие методик и технологий обучения Интенсификация учебного процесса Нерациональная организация учебного процесса Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА несформированность основных физиологических систем непрерывность, систематичность и длительность воздействий
Cлайд 5
ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО РИСКА (ФСР) нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные); неэффективное взаимодействие с педагогами. УСИЛИВАЮТ И ОСЛОЖНЯЮТ ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Cлайд 6
СХЕМА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ I ЭТАП (предварительный). Определение характера школьных трудностей. Учитель Родители II ЭТАП (диагностический). Психолог (диагностика личностного и познавательного развития) Логопед (диагностика речевого развития) Учитель (диагностика школьных трудностей, учебной и внеучебной нагрузки, поведения) Родители (анализ выполнения заданий, режима дня, поведения, функционального состояния) III ЭТАП. Выбор корректирующих мероприятий. Определение причин трудностей Выделение специфических и неспецифических трудностей Определение мер помощи Определение форм и характера взаимодействия специалистов (психолог, логопед) и педагогов Определение форм и характера взаимодействия учителя, специалистов и родителей
Cлайд 7
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Москва, Институт возрастной физиологии Российской академии образования E-mail: ivfrao@yandex.ru www.ivf-lab.ru Тел: (499) 245-04-33