Интеграция экологического образования и театрализованной деятельности дошкольников
Cлайд 2
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобрело приоритетное значение. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты.
Cлайд 3
Главная цель – экологического воспитания – это формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируется на общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребенка на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо заложить экологическую культуру, чтобы ребенок с детства понимал значимость природы.
Cлайд 4
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанного правильного отношения к самой природе, к ее многообразию к людям, которые охраняют, создают материальные и духовные ценности, а также отношение самого ребенка к самому себе, как к части природы. Первоначальные элементы экологической культуры у ребенка складываются под руководством взрослых, когда тот знакомит ребенка с окружающим природным миром.
Cлайд 5
В настоящее время, как исследователями, так и практиками продолжается творческий поиск методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры. К числу таких методов можно отнести театрализованную деятельность экологического содержания (или экологический театр), в которой будут заняты и взрослые. Программа по экологии для театрализованной деятельности детей является синтетической, комплексной, включающей вопросы из различных областей знаний: биологии, географии, ботаники, химии и др. Это позволяет детям дать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания, труде и отдыхе человека, о сложности жизни, ее хрупкости и ранимости, о взаиморанимости явлений природы, о существовании между ними причинно-следственных связей. В процессе исполнительско-театральной деятельности ребенок постигает и законы науки - экологии, вырабатывает умение правильно принимать решение и строить свои отношения с природой.
Cлайд 6
Театрально-исполнительское искусство привлекает всех – оно вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более театрализованная деятельность в комплексе с экологией необходима в системе дошкольного воспитания – ведь она является неотъемлемой частью деятельности ребенка этого периода жизни. Поэтому исследователи и практики уделяют большое внимание взаимодействию театрализованной деятельности с экологией, ибо оно выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры-драматизации или экологической игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми и самой природой. Иначе говоря, театрализованная деятельность экологического содержания - это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка.
Cлайд 7
Главные её функции — воспитывающая, развивающая, познавательная, которые способствуют развитию интеллекта, решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста, чувственному восприятию мира, эмоциональному благополучию ребенка, формируют у них активную жизненную позицию, воспитывают те нравственные критерии, которые в жизни определяют их отношение к окружающему миру природы. Каким образом можно использовать театр в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково его место среди методов и приемов, способствующих формированию у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?
Cлайд 8
В детском саду для реализации рассматриваемого нами вопроса используются все существующие виды театра (кукольный, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, теневой, с применением костюмов, шапок-масок и пр.). Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. В репертуар театра могут входить различные экологические сказки, постановки (например, «Не рвите цветы», «Земля — наш дом родной», «Чрезвычайное происшествие в государстве Лес»). Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять произведение, обогащают язык, способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, смелости, находчивости, а главное — развивают чувство сопричастности с природой, понимание экологических проблем, способствуют воспитанию экологической культуры.
Cлайд 9
Экологический праздник «День земли»
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Большое значение для организации игр-драматизаций экологической направленности имеют декорации. Они помогают развить творчество детей, создать впечатления настоящего спектакля и среды природного окружения. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Поэтому в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал.
Cлайд 13
Театрализованные представления, являются универсальным средством гармоничного развития до школьника и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии и оказать практическую помощь природе. Дети имеют возможность в эмоциональной форме соприкоснуться с природой, почувствовать сопричастность с ней: потанцевать, как листья, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, т.е. воспроизвести многоголосие леса, попеть, как птицы, поиграть в подвижные и пальчиковые игры, как играют животные и т.д.
Cлайд 14
Исполняя «роли растений», дети знакомятся с совершенно иной, чем человеческая, формой жизни, начинают видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет холодной водой или теплой. Так с помощью взрослого и непосредственного участия в театральном действии ребенок может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, воды. Приобщаясь к "царству природы" посредством игровой роли, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления, учится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего "лечения".
Cлайд 15
Кроме того, такое театральное исполнительство решает и познавательные задачи: дети закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учатся бережно относиться к природе, стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус. В процессе театрализованной деятельности экологического содержания особое внимание уделяется физическому развитию детей: включению в них (как для актеров, так и зрителей) двигательных упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, развитию общей и мелкой моторики.
Cлайд 16
Театрализованная деятельность с экологическим содержанием организацион но может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.), могут вноситься в содержание праздников и развлечений. К комплексным мероприятиям примыкают экологические праздники и досуги. Педагогический смысл веселых мероприятий заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.
Cлайд 17
Например, бледное, вытянувшееся растение с редкими листьями, не дающее новых побегов, нельзя отнести к красивым: взор и чувства не могут ими наслаждаться. При систематическом участии в экологических мероприятиях дети начинают регулярно общаться с растениями, проявляют к ним сочувствие, оказывают помощь, у детей формируются элементарные представления о растениях и животных как организмах, живущих во взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
Cлайд 18
Организация досуга в учреждении позволяет приучить детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью в уголке природы, способствует развитию творческого и познавательного потенциала ребенка. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт. Эта форма работы очень интересна и полезна, и, безусловно, заслуживает всяческой поддержки и внимания со стороны взрослых.