Петербургское измерение инноваций в системе образования Алексеев С.В., проректор по научной работе, д.п.н., профессор
Cлайд 2
Инновационные программы.. Накануне принятия Нового Закона «Об образовании» … Программа модернизации - программа достижения нового качества российского образования… Президентская инициатива «Наша новая школа» ( 6 направлений) – программа достижения нового качества жизни и школьников, и педагогов, и родителей… Стратегическая программа развития образования – 2020 Федеральные государственные образовательные стандарты (по всем ступеням непрерывного образования…) Стратегия развития Петербургской школы (9 направлений)
Cлайд 3
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 1. Общие положения Глава 2. Система образования Глава3.Организации, осуществляющие образовательную деятельность Глава 4. Обучающиеся, их родители и иные законные представители Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
Cлайд 4
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 8. Государственное регулирование и управление в сфере образования Глава 9. Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования Глава 10. Экономическая деятельность в сфере образования Глава 11. Дошкольное образование Глава 12. Общее образование Глава 13. Профессиональное образование Глава 14. Среднее профессиональное образование Глава 15. Высшее образование Глава 16. Дополнительное образование Глава 17. Дополнительное профессиональное образование
Cлайд 5
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 18. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся Глава 19. Международная деятельность в сфере образования Глава 20. Переходные и заключительные положения
Cлайд 6
Из проекта Закона …. Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;
Cлайд 7
Всемирный день качества… 11 ноября –Всемирный день качества (World Quality Day)-ежегодное мероприятие,проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (European Organization for Quality). Всемирный день качества был утвержден в 1990году. Спустя шесть лет Европейская организация качества объявила Европейскую неделю качества (неделя, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг). Понятие «качество» тесно связано с тем, что называется благами современной цивилизации, качеством жизни- а это : состояние окружающей среды, здоровье людей, психологический комфорт, экономическое состояние и качество образования.
Cлайд 8
Конкурс качества «Сделано в Санкт-Петербурге» 2008год- 65 / 47-первый/24-второй/ 6- победители 2009год-100 /52-первый/14-второй/ 10- победители 2010год-120 /37-первый/10-второй /7 -победители
Инновации!!!???... Инновация – новшество, обладающее рядом признаков : Прогностичностью ( «взглянуть в завтра») Востребованностью ( «сегодня и завтра») Эффективностью ( «дает эффект», может быть даже системный эффект !!!)
Cлайд 11
Из проекта Закона… Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Российской Федерации. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а также их объединениями в рамках предписаний действующего законодательства об образовании. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований.
Cлайд 12
Инновации: кто…? Большинству людей, чтобы добиться успеха, надо следовать правилам. Инноваторы добиваются успеха, нарушая правила. Стив Возняк, один из создателей компании Apple
Cлайд 13
Инновации : сколько…? Еще никогда в истории инновации не обещали так много, так многим и так быстро. Билл Гейтс, создатель компании Microsoft
Cлайд 14
Инновации : как…? Инновации лучше начинать с небольшого пилотного проекта, требующего поначалу немного финансов и людей, экспериментируя на небольшом рынке. Питер Друкер, американский теоретик менеджмента
Cлайд 15
О каком измерении идет речь ???? Всемирное измерение качества образования… Европейское измерение качества образования… Российское измерение качества образования…. Петербургское измерение качества образования…
Cлайд 16
Инновации отличают лидера от догоняющего ( Стив Джобс, Apple) Инновационная школа: -конкурентноспособная -школа- лидер -комфортная -собственно инновационная ( Н.А.Заиченко, 2010)
Cлайд 17
Петербургское измерение: личность (индивидуальность) школьника Компетентности ( ключевые, предметные) Культура Воспитание и социализация Конкурентноспособность Готовность к непрерывному образованию…
Cлайд 18
Петербургское измерение : личность (индивидуальность) педагога * ХI Всероссийский Интернет – педсовет проходит под девизом Пяти степеней учителя : -учитель как личность -учитель как профессионал -учитель как ученик -учитель как исследователь -учитель как гражданин *Петербургский вектор : -учитель как «человек культуры» -учитель как «человек науки» -учитель как петербуржец
Cлайд 19
Портрет современного педагога (по данным Международного института развития, 2010г.) 1. Владеет интерактивными методами обучения и технологией модерации 2. Владеет ИКТ 3. Владеет технологией проектирования урока 4. Умеет управлять мотивацией 5. Занимает активную жизненную позицию 6. Открыт к инновациям 7. Постоянно учится 8. Самостоятельный 9. Партнер для своих учеников и коллег 10.Целеустремленный
Петербургское измерение : образовательная среда школы Здоровьесозидающая Безопасная Комфортная Инициирующая творчество («неспокойная») Насыщенная Природо- и культуросообразная…
Cлайд 22
Петербургское измерение : образовательный процесс Отбор содержания , обеспечивающего достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов; Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, командных и индивидуальных форм учебной деятельности; Доминирование интерактивных, деятельностных методов обучения; Оптимальное сочетание урочных и внеурочных форм обучения , аудиторного и внеаудиторного образования; Приоритеты самостоятельной работы школьников и самообразования педагогов, самооценки достигнутых результатов школьниками и педагогами….
Cлайд 23
развивающее обучение; проблемное обучение; технологию мастерских коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследования в обучении; проекты в обучении; технологию «дебаты»; технологию модульного обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; игровые технологии: ролевые, деловые и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.
Cлайд 24
А также технологии …. Моделирования Прогнозирования Кейс- технологии Контекстного обучения Технология ситуационных задач Самообразования Воспитательные Рефлексивные Мониторинговые технологии Технологии модерации…
Cлайд 25
Тенденции современного оценивания (по Г.С.Ковалевой) Оценивать то, что значимо, а не что легче замерить… Оценивать понимание, осмысление, объяснение, установление причинно- следственных связей, а не конкретные знания, рутинные умения и алгоритмы деятельности (?!)… Оценивать то , что знают учащиеся, и то что они не знают («знание о знании» и «знание о незнании»)… Привлекать учащихся к оценке своих результатов и результатов своих одноклассников… Вовлекать учителей в процесс разработки системы внешнего контроля… Использовать многообразие и разнообразие методов и форм оценки, включая и тестовый метод- ЕГЭ…
Информатизация общества – качество жизни Страна. Сотовые телеф. Пользов.Интернета. на 1тыс. на 1 тыс. 1.Исландия 1024 869 2.Норвегия 1028 735 3.Австралия 906 698 4.Канада 514 520 5.Ирландия 1012 276 6.Швеция 935 764 7.Швейцария 921 498 8.Япония 742 668 9.Нидерланды 970 739 10.Франция 789 430 12.США 680 630 16.Великобритания 1088 473 22.Германия 960 455 67.Россия 838 152
Cлайд 28
Качество жизни в школе как минимодели государства…… Качество жизни : - образование ( цели, результаты, процессы, технологии, образовательная среда); здоровье (школьников и педагогов); экономика («цена» образования).
Cлайд 29
Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге (2008-2010гг.) Статистические индикаторы качества образования : Результаты Условия Управление
Cлайд 30
РЕЗУЛЬТАТЫ… Результаты независимых экзаменов Степень участия в конкурсных мероприятиях Достижения Выпускники Неуспеваемость и отсев Международные исследования Результативность воспитательной работы
Cлайд 31
УСЛОВИЯ… Характеристика педагогического состава Достижения педагогов ОУ Информационная среда ОУ Материальная база ОУ Питание Медицинское обеспечение Безопасность Комфортность Режим работы
Cлайд 32
УПРАВЛЕНИЕ… Образовательные программы Популярность образовательного учреждения Социальные связи Развитие ОУ Управление качеством
Cлайд 33
Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге (2008-2010гг.) Социально- педагогические индикаторы качества образования: 1.Административно-управленческие -управление состояние -управление развитием -организация сетевого взаимодействия 2. Педагогические - организационно- педагогические - учебная деятельность - воспитательный процесс
Cлайд 34
Продолжение… 3. Социологические степень соответствия образовательных услуг социальному запросу уровень социализации детей оценка социально- психологического климата оценка социокультурной ситуации состояние инновационной деятельности профессиональная деятельность учителей
Cлайд 35
Продолжение… 4. Качество здоровьесберегающей деятельности состояние здоровья учащихся внутришкольная среда (инфраструктура школы, готовность педколлектива к здоровьесберегающей деятельности, учебная нагрузка учащихся, режим дня, образ жизни школьников, питание, здоровьесберегающие мероприятия, уровень наркогенности среды…)
Cлайд 36
Стратегия развития Петербургской школы… -Доступность качества -Воспитание. Неформальное образование -Дошкольник -Здоровье в школе -Кадровый капитал -Равные и разные -Открытая школа -Профессия и карьера -Эффективная школа